Госкорпорация и унитарные предприятия отличая
Корпоративные и унитарные юридические лица
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Корпоративные и унитарные юридические лица
Корпоративные — юр.лица, занимающиеся коммерческой или некоммерческой деятельностью. В унитарных — учредители не являются участниками деятельности, но имеют права на имущество компании.
Корпоративными (корпорациями) называют юридические лица, занимающиеся коммерческой или некоммерческой деятельностью. Учредители подобной организации владеют долей акций, и на основании этого имеют право участвовать в управлении компанией и формировании управленческих структур.
Понятие и функции корпоративных юридических лиц
Под корпоративными юридическими лицами (сокращенно корпорация) понимают организации, осуществляющие деятельность коммерческого или некоммерческого характера. Данное понятие были внедрено в гражданское законодательство нашей страны Законом «о внесении изменений в главу 4 ГК РФ».
В соответствии со ст.65 ГК РФ, участники корпоративного юридического лица имеют право принимать непосредственное участие в работе компании, и осуществлять деятельность, которая позволяет им совершать контроль и управление компанией. Участники общества формируют высший управленческий орган, который и занимается всеми вопросами управления компанией.
К корпорациям могут относится не только организации, целью которых является получение дохода, но и структуры некоммерческого назначения.
В качестве корпораций могут выступать:
- Производственные объединения и предприятия сельхоз назначения;
- Кооперативы разных типов;
- Общественные организации и благотворительные структуры;
- Объединения владельцев недвижимости;
- Общины малочисленных народов и реестр казачьих обществ.
Виды корпоративных юридических лиц
Корпорация, по сути, является формированием нескольких участников, которые вкладывают некие материальные ресурсы в развитие структуры в целом. Учитывая тот факт, что общая классификация понятия «корпоративное юридическое лицо» устанавливает, что данная организация может заниматься любым видом деятельности, различают следующие виды корпоративных структур:
- Коммерческие корпорации. Это юрлица, основной задачей которых является предоставление товаров/ услуг или производственная деятельность, конечным итогом работы в которой будет получение прибыли, распределяемой между учредителями в соответствии с их долями в уставном фонде общества;
- Некоммерческие структуры. Это объединения граждан, основанные на формировании организаций с определенной целью по интересам. Данный тип корпорации не устанавливает своей целью получение прибыли, и существует за счет добровольных взносов учредителей или третьих лиц.Кроме этого, различают также еще несколько видов корпоративных юрлиц. В частности, в отношении объединений акционерного типа, выделяют следующие виды корпораций:
- Публичные АО. Это организации, которые свободно продают свои акции и привлекают новых участников производственного и управленческого процессов. Акции и прочие ценные бумаги таких компаний находятся в свободном доступе, и их может приобрести любой человек или компания;
- Непубличные АО. Эти структуры не допускают в свою деятельность новых лиц, и свободные акции и ценные бумаги распространяются внутри компании среди ее постоянных участников.
Корпоративные членские права и обязанности
Права и обязанности участников корпорации прописаны в ст.65 ГК РФ. В соответствии с данным нормативом, акционеры имеют следующие права:
- Своевременно и по запросу получать всю информацию о финансовом состоянии дел в компании;
- Участвовать в формировании управленческих структур компании и оказывать влияние на некоторые производственные моменты;
- Действовать от имени корпорации в вопросах, касающихся возврата долговых обязательств, и причинения убытков.
Помимо этого, допускается также наделение учредителей иными правами, которые отдельной главой прописываются в уставной документации корпорации.
Что касается обязанностей акционеров корпоративных структур, то они имеют следующие виды:
- Участник компании обязан принимать участие в формировании материальных резервов организации;
- Запрет в разглашении информации, которая предназначена исключительно для внутреннего пользования и считается конфиденциальной;
- Запрет на совершение любых действий, которые могут поставить корпорацию в невыгодное положение, или же могут привести к убыточной деятельности.
Характеристика унитарных юридических лиц
Корпоративные и унитарные юридические лица имеют между собой много общих характеристик. Однако и различий между ними существует достаточно много.
В соответствии с положениями ст.65.1 ГК РФ, под унитарными юрлицами понимают компании, в которых учредители не являются их участниками деятельности и не приобретают членских прав, но при этом имеют вещные права на имущество компании.
К унитарным юрлицам можно отнести разнообразные государственные фонды и структуры, учреждения, которые контролируются муниципальными властными структурами, организации, чья деятельность связана с религией, разнообразные некоммерческие компании и публично-правовые объединения.
Виды унитарных предприятий имеют аналогичную структуру с делением корпоративных формирований. Однако, при упоминании унитарных структур, необходимо рассмотреть сущность этого понятия, чтобы узреть очевидные различия между ними.Исходя из текущих основополагающих норм, унитарные предприятия могут быть разделены на:
- Государственные, в которых имущество принадлежит государственным органам управления, и они же назначают ответственного за ведение деятельности компании;
- Негосударственные. Эти структуры формируются и управляются обычными гражданами, которые по той или иной причине решили создать организацию, которая будет выполнять определенные функции;
- Коммерческие. Это юрлица, основной целью которых является получение прибыли в следствие оказания определенных услуг, или в результате производственной деятельности;
- Некоммерческие. Это добровольное объединение учредителей, каждый из которых вносит некую долю имущества в общий уставный фонд, который принадлежит компании. При этом целью организации не является получение прибыли, и чаще всего данные структуры объединены некоей целью или интересами.
Помимо того, унитарные организации могут быть публичными, то есть открытыми для доступа новых членов, и закрытыми, в которых не допускается появление новых участников.
Отличие корпоративных юридических лиц от унитарных
Анализируя классификацию и правовое положение корпораций и унитарных структур, можно сделать вывод, что между ними существует огромное количество различий.
Среди них можно выделить следующие:
- Имущество учредителей формирует уставный капитал компании, но при этом, в корпорациях оно принадлежит учредителям по праву собственности, а в унитарных структурах – компании;
- Учредители в корпорации имеют право принимать активное участие в управление структурой, а вот участники унитарных обществ не могут осуществлять управленческую деятельность;
- Учредители корпораций имеют право осуществлять определенные действия от имени организации, а вот участники унитарных структур такой функцией воспользоваться не могут;
- Имущество корпорации формируется за счет взносов со стороны учредителей, и оно принадлежит только им, а в унитарных структурах участники будут иметь некие имущественные права, но при этом управление имущественными активами будет осуществлено самой компанией.
Источник: https://advokat-malov.ru/yur.-lica/korporativnye-i-unitarnye-yuridicheskie-lica.html
Классификация корпоративных и унитарных юридических лиц
Вступившие в силу с 1 сентября 2014 года поправки в ГК РФ существенно изменили нормы российского корпоративного права. В частности, коснулись эти изменения и классификации юридических лиц, чем и обусловлена актуальность темы данной статьи.
Согласно гражданскому законодательству РФ, все юридические лица, деление которых на коммерческие и некоммерческие, в целом, осталось неизменным, теперь подразделяются еще на два вида – корпоративные и унитарные. Критерий для такого деления установлен законодательно (п. 23 ст.
1 Закона № 99-ФЗ) и заключается в наличии у учредителя юридического лица права участия (членства) в нем, а также в форме влияния на формирование высшего органа соответствующей организации.
Отметим, что в результате реформы как коммерческие, так и некоммерческие корпоративные и унитарные юридические лица, могут быть учреждены только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Корпорации
Корпорациями (корпоративными юридическими лицами) признаются такие юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них, в отношении которых они имеют корпоративные права, а также формируют высший орган корпораций – общее собрание (в предусмотренных законом случаях – съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган) – в соответствии с требованиями, установленными законом (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Как уже было сказано ранее, поскольку деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие сохранилось, то обновленная классификация юридических лиц (здесь – именно корпоративных) выглядит следующим образом:
1) Коммерческие корпоративные организации:
а) хозяйственные общества: общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные общества (публичные и непубличные АО – введены реформой 2014 г.);
б) хозяйственные товарищества (полные и на вере);
в) хозяйственные партнерства;
г) производственные кооперативы;
д) крестьянские (фермерские) хозяйства.
2) Некоммерческие корпоративные организации:
а) потребительские кооперативы;
б) ассоциации (союзы);
в) общественные организации (профессиональные союзы, политические партии, общественные движения и другие);
г) товарищества собственников недвижимости;
д) казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ РФ;
е) общины коренных малочисленных народов РФ.
Статус участников корпорации
Выделение корпораций как особого вида юридических лиц способствовало закреплению непосредственно в ГК РФ общих норм, касающихся статуса, а именно – прав и обязанностей как самих корпораций, так и их участников (членов, акционеров).
Это, в свою очередь, позволило расширить круг прав и возможностей защиты интересов не только участников хозяйственных обществ, но и членов любой корпорации (путем предоставления им прав, например, на участие в управлении делами корпорации, на получение информации о ее имущественном положении, права оспаривать исключение из корпорации и т.д. (ст. 65.2 ГК РФ)).
Перечень прав членов корпорации не является исчерпывающим а, следовательно, участники корпорации могут иметь и иные права, предусмотренные законом или перечисленные в уставе корпорации.
Так называемое «восстановление корпоративного контроля», то есть восстановление утраченных помимо воли участников прав участия в корпорации — это появившаяся в арбитражной судебной практике новая форма защиты имущественных интересов участников, которая также получила законодательное закрепление благодаря реформе 2014 г. Данная форма защиты дополнительно обеспечивает соблюдение прав лиц, пострадавших от различных неправомерных действий и злоупотреблений, как то: необоснованное «списание» акций, проведение «корпоративных захватов» и другое.
Круг обязанностей участников корпорации закреплен в перечне п. 3 ст. 65.2 ГК РФ и так же, как и перечень прав ее членов – не является закрытым.
Одной из отличительных особенностей реформы стало законодательное закрепление за членом корпорации обязанности принимать участие в принятии корпоративных решений, без которых невозможно продолжение деятельности данной корпорации, если его участие необходимо для принятия такого решения.
Эта новелла российского законодательства введена в целях предотвращения ситуации «корпоративного тупика» (англ. corporate deadlock), когда ни один из участников или группа участников не имеют возможности принять какое-либо важное решение из-за отсутствия необходимого кворума. Пленум Верховного Суда в своем постановлении от 23.06.
2015 № 25 к таким решениям, в частности, относит решения о назначении единоличного исполнительного органа или члена совета директоров, а также о внесении изменений в устав корпорации. Однако интересен тот факт, что ГК РФ не содержит никаких механизмов принуждения участника к исполнению этой обязанности и не налагает на участника реальной ответственности за ее неисполнение.
Органы управления корпорацией
Новая статья 65.3 ГК РФ посвящена организации управления в корпорации, согласно которой, общее собрание участников является высшим органом корпорации.
Оно обладает широкими полномочиями, которые наделяют общее собрание правами на: утверждение и изменение устава корпорации, самостоятельное определение приоритетных направлений ее деятельности, регламентацию порядка приема участников корпорации, создание или прекращение деятельности других органов корпорации, утверждение годовых отчетов и бухгалтерской отчетности, принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, ее реорганизации, ликвидации и другое.
Законом также установлено правило, в соответствии с которым, в корпорации должен быть образован единоличный исполнительный орган, в качестве которого может выступать как физическое, так и юридическое лицо.
Устав корпорации, при этом, предусматривает возможность различных вариантов организации корпоративного управления в данном случае: во-первых, когда полномочия одного единоличного исполнительного органа предоставляются одновременно нескольким лицам; либо же, когда есть возможность создания нескольких единоличных исполнительных органов, которые будут действовать независимо друг от друга. В случаях, предусмотренных законом, в корпорации возможно образование и коллегиального исполнительного органа.Говоря о структуре органов корпоративного управления, нельзя не упомянуть еще один коллегиальный орган – наблюдательный или иной совет, действующий наряду со всеми вышеперечисленными органами и образуемый в некоторых случаях, указанных в законе или уставе корпорации.
В акционерных обществах, например, наблюдательным советом является совет директоров, который совместно с ревизионной комиссией, также являющейся коллегиальным органом управления и осуществляющей контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества (п. 1 ст. 85 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.
1995 № 208-ФЗ), контролирует деятельность исполнительных органов и выполняет иные функции, возложенные на него законом и уставом акционерного общества.
Унитарные юридические лица
Юридические лица, на имущество которых их учредители имеют вещные права, не становясь, при этом, участниками этих юридических лиц и не приобретая прав членства в них, признаются унитарными юридическими лицами (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Обновленная классификация юридических лиц (здесь – именно унитарных) с сохранением прежнего деления на коммерческие и некоммерческие выглядит следующим образом:
1) Коммерческие унитарные организации: государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Следует отметить, что право собственности на имущество, которое закреплено за предприятием собственником, этому предприятию не предоставляется. Оно также не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками предприятия (абз. 1 п. 1 ст. 113 ГК РФ), что, соответственно, характеризует это имущество как неделимое.
2) Некоммерческие унитарные организации:
а) фонды;
б) учреждения (частные, государственные и муниципальные);
в) автономные некоммерческие организации;
г) религиозные организации;
д) публично-правовые компании (также введены реформой 2014 г., а в июле 2016 г. был принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») (далее – Закон о публично-правовых компаниях);
е) государственные корпорации (со 2 октября 2016 г.).
Приведенная классификация, по мнению некоторых теоретиков, не является безупречной.
Например, достаточно спорным признается выделение религиозных организаций, ранее признававшихся разновидностью общественных организаций, в самостоятельную организационно-правовую форму.
Так как фактическое закрепление приоритета специального законодательства и внутренних установлений над гражданско-правовым статусом данных юридических лиц не позволяет закрепить правовое положение религиозных организаций как участников гражданского оборота.
К сожалению, Закон о публично-правовых компаниях не смог решить многие вопросы в отношении юридических лиц публичного права. Так, понятие «публично-правовых компаний» определено достаточно широко. При этом один из ключевых признаков (несовместимость целей с предпринимательской деятельностью) чётко не выражен.
Кроме того, предполагалось, что публично-правовые компании заменят государственные корпорации, чей по сути привилегированный правовой статус по сравнению с иными юридическими лицами является предметом многочисленных дискуссий. Однако в итоге две эти формы юридических лиц будут сосуществовать в российском праве.
Следует отметить, что приведенное разделение организаций на унитарные и корпоративные — достаточно условно, так как и в унитарной организации учредитель, не имея членства формально, все же обладает безусловным правом на управление.В качестве примера можно привести нормы об автономной некоммерческой организации, учредителям которой законодатель предоставляет достаточно значимые права и наделяет их существенными полномочиями по управлению организацией (ст. 123.
25 ГК РФ), что свидетельствует о смешении признаков корпорации и унитарного юридического лица.
Источник: https://brace-lf.com/informaciya/korporativnoe-pravo/350-klassifikatsiya-korporativnykh-i-unitarnykh-yuridicheskikh-lits
Госкорпорация и унитарные предприятия отличая
Публично-правовая компания — унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества.
«Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями).
К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Субвенции (бюджетные средства, которые предоставляются на безвозмездной основе); разновидность субвенций — грант, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества.
Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия.
Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.
Государственные унитарные предприятия
- Нужно использовать определенное имущество, которое невозможно приватизировать.
- Требуется осуществление деятельности по решению тех или иных социальных задач, включая также реализацию каких-либо услуг или же товаров по минимальной стоимости, а также организацию товарных и закупочных интервенций по товарам, относящися к категории первой необходимости.
- Должны обеспечиваться отдельные дотируемые виды деятельности или же вестись какие-либо убыточные производства.
Стоит отметить, что имущество данного предприятия представляет собой собственность РФ, ее субъекта или же определенного муниципального образования, а также находится в его распоряжении на разных правах, указанных выше.
Раскройте отличия корпорации от унитарной организации
Учитывая тот факт, что общая классификация понятия «корпоративное юридическое лицо» устанавливает, что данная организация может заниматься любым видом деятельности, различают следующие виды корпоративных структур:
: Размер Пособия Ветерана Труда Вологодской Области
При этом такая форма характерна исключительно для подобных субъектов хозяйственности, созданных органами государственного или местного самоуправления.Муниципальное унитарное предприятие начинает деятельность по решению государственного органа.
Государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, автономные, казенные, унитарные, госкорпорации): определение, цели создания, функции
— Законе РФ от 10 июля 1992 г.
№ 3266-1 «Об образовании», где говорится, что при создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения образовательное учреждение вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных такому образовательному учреждению, до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства;
Некоторые юристы вместе с тем относят к категории государственных корпораций такого рода организации, как ФГУП. Госпредприятия в общем случае могут быть только хозяйственными обществами — такая форма, как унитарное предприятие, для них, как правило, не свойственна.
Чем отличается муниципальное предприятие от муниципального унитарного
Законе РФ от 10 июля 1992 г.
№ 3266-1 «Об образовании», где говорится, что при создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения образовательное учреждение вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных такому образовательному учреждению, до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства;
- они не должны раскрывать информацию о работе подобно тому, как это обязаны делать хозяйственные общества;
- они в общем случае не имеют предписаний направлять отчет в государственные структуры, за исключением некоторых правительственных инстанций;
- госкорпорации имеют право проводить конкурсы в рамках механизма госзакупок исходя из самостоятельно устанавливаемых правил, которые не обязательно могут совпадать с нормами, утвержденными в законодательстве о государственных закупках.
Особенности функционирования государственного унитарного предприятия
Условия «жизнедеятельности» унитарных предприятий определяются государством и фиксируются в их уставах. На настоящий момент действует Приказ Минэкономразвития от 25 августа 2005 г. № 205 «Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения». [10]
Необходимо отметить, что назначение руководителей унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе, а впоследствии они подлежат аттестации (постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий»). [8]
Корпоративные юридические лица должны соблюдать все нормы. Это важно, потому что до этого возможности собрания акционеров строго соответствовали тому, что указано в положениях Федерального закона «Об акционерных обществах».
Выйти за пределы данного закона было нельзя. Кроме того, что в корпорации формируется высший орган власти, также происходит создание единоличного исполнительного органа (в лице директора, генерального директора, председателя и т.д.
).
: Оплата съемного жилья сотрудникам мвд
Данный тип корпорации не устанавливает своей целью получение прибыли, и существует за счет добровольных взносов учредителей или третьих лиц. Кроме этого, различают также еще несколько видов корпоративных юрлиц.
Предпринимательское право России
Руководитель действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от его имени, утверждает структуру и штаты предприятия, осуществляет прием на работу работников, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.
Мы считаем недопустимым трактовку участия собственника имущества унитарного предприятия в управлении последним как реализацию исключительно гражданско-правовых «собственнических» правомочий и характеризовать такую деятельность как имеющую гражданско-правовую природу. В данном случае публичный собственник выступает не в качестве члена (участника) предприятия, а именно в качестве собственника.
Корпоративные и унитарные организации
Определяющими признаками корпоративной организации являются: установленная цель учреждения и деятельности, статус юридического лица, структурированность органов управления, существование имущественной базы деятельности.
Кроме того, признаками корпоративной организации есть все общие признаки, присущие юридическим лицам, а именно: организационное единство, обособленное имущество, самостоятельное участие в гражданском обороте от своего имени, имущественная ответственность и способность быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.
2. Создание. Унитарные предприятия создаются по распоряжению собственника, которого представляют уполномоченные на то государственные органы или органы местного самоуправления. Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г.
«О реформе государственных предприятий» *(161) прекращено создание новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними государственного имущества на праве хозяйственного ведения.Органам исполнительной власти субъектов Федерации рекомендовано провести аналогичную реформу в отношении государственных предприятий, находящихся в собственности субъектов Федерации.
Государственное Унитарное Дочерние Предприятие — Аэронавигация Юга — Федерального Унитарного Предприятия — Государственная Корпорация по Организации Воздушного Движения в Российской Федерации
Согласно данным ЕГРЮЛ учредителями Государственное Унитарное Дочерние Предприятие «Аэронавигация Юга» Федерального Унитарного Предприятия «Государственная Корпорация по Организации Воздушного Движения в Российской Федерации» являются 1 российское юридическое лицо и 1 государственная структура:
Сведения об участии Государственное Унитарное Дочерние Предприятие «Аэронавигация Юга» Федерального Унитарного Предприятия «Государственная Корпорация по Организации Воздушного Движения в Российской Федерации» в госзакупках в качестве поставщика или заказчика по 44-ФЗ, 94-ФЗ и 223-ФЗ отсутствуют.
Корпоративные и унитарные юридические лица
- Производственные объединения и предприятия сельхоз назначения;
- Кооперативы разных типов;
- Общественные организации и благотворительные структуры;
- Объединения владельцев недвижимости;
- Общины малочисленных народов и реестр казачьих обществ.
В соответствии с положениями ст.65.1 ГК РФ, под унитарными юрлицами понимают компании, в которых учредители не являются их участниками деятельности и не приобретают членских прав, но при этом имеют вещные права на имущество компании.
Особенности государственных муниципальных унитарных предприятий
Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению программ и проектов, а также на развитие и осуществление уставной деятельности унитарных предприятий.
Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия.
При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.
Государственные учреждения: особенности функционирования, примеры
Отсюда следует четвертая особенность. Устав хозяйствующих субъектов унитарного типа должен включать информацию о непосредственном владельце имущества, источниках формирования уставного капитала и порядке его образования. Необходимо отметить, что предприятие не несет ответственность по обязательства собственника, но он отвечает за деятельность организации.
Закон предусматривает обновление структуры органов управления в потребительских обществах и союзах. Если ранее правление одновременно было представительным и исполнительным органом, то теперь представительный орган, а последний назначает правление как исполнительный орган.
Это дает возможность установить строгий контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью потребительского общества.
Исполнительный орган — правление — постоянно должно ощущать свою ответственность перед назначившим его советом, который в любой момент может заменить тех, кто не справляется со своими обязанностями или допускает злоупотребления, нарушения.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия: плюсы и минусы
Владелец-учредитель может самостоятельно ликвидировать имущество, что не находится в обороте и ни как не применяется. Лишь владелец может выразить свое согласие на использование казенным предприятием его имущества. Наименование предприятия в любом случае должно иметь слово «казенный».
Всякое название, что дается данному субъекту, должно раскрывать принадлежность имущества. Это четко прописано в уставных документах. Данное предприятие отвечает по возникшим обязательствам в пределах данного имущества, при этом, не неся ответственности перед его владельцем.
Источник: https://lawcapital.ru/test_category/goskorporatsiya-i-unitarnye-predpriyatiya-otlichaya
Отличие корпорации от унитарного предприятия
Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а муниципального — не менее 1000 МРОТ. Уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.
Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении ФГУПов» утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности унитарных предприятий и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, которые представлены на рис. 1.
Муниципальное учреждение и муниципальное предприятие
В последнюю категорию входят унитарные субъекты хозяйствования. Муниципальное предприятие – это особый вид коммерческой организации, в которой право собственности на имущество не закрепляется за отдельным человеком. Поэтому такой субъект хозяйственности и называется унитарным.
Его имущество не распределяется на доли и паи, в том числе между людьми, которые на нем работают. По Гражданскому кодексу РФ, муниципальное предприятие всегда является унитарным.
При этом такая форма характерна исключительно для подобных субъектов хозяйственности, созданных органами государственного или местного самоуправления.
Муниципальное унитарное предприятие начинает деятельность по решению государственного органа. Правительство РФ также может создать казенное предприятие на основе имущества в его собственности.
Учредительным документом выступает устав. Государственный или муниципальный орган несет ответственность при недостаточности имущества созданного им предприятия.
Руководитель полностью подотчетен Правительству РФ в лице его уполномоченных органов.
К унитарным юридическим лицам относятся
Как мы уже отмечали выше, организации, имущество которых нельзя делить на части, относятся к унитарным юридическим лицам.
Перечень подобных учреждений, повторимся, может быть представлен государственными и муниципальными предприятиями, различными фондами, автономными некоммерческими организациями, религиозными организациями, а также публично-правовыми компаниями. В них отсутствует такое понятие, как «членство».
- принятия решений о создании участниками корпорации иных юридических организаций, участия корпорации в иных юридических лицах, создания филиалов и открытия представительств организации;
- принятия решений о реорганизации и ликвидации предприятия, формирования состава ликвидационной комиссии, а также утверждения ликвидационного баланса;
- избрания ревизионной комиссии и назначения аудиторов юридического лица.
Электронная библиотека
Другими словами, расходы корпораций не могут быть проверены федеральными органами государственного финансового контроля, налоговыми органами на предмет их соответствия некоммерческим целям. Полностью отсутствует парламентский контроль. Таким образом, получается, что использование имущества госкорпорации осуществляется практически бесконтрольно.
Госкорпорация несет самостоятельную имущественную ответственность. Она не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
Государственная корпорация — новая форма некоммерческой организации (А
Много вопросов вызывает порядок оформления сделок по финансированию (в виде финансовой помощи), а также безвозмездного содействия деятельности организаций, чьи акции находятся в собственности госкорпорации. Как известно, гражданское законодательство устанавливает ограничения на сделки по дарению. Решение этого вопроса напрямую связано с порядком бухгалтерского учета и налогообложения указанных операций.
В настоящее время полномочия Счетной палаты в законе, регулирующем ее деятельность и полномочия иных федеральных органов финансового контроля, урегулированы недостаточно четко. Это приводит к тому, что указанные контрольные органы имеют право проверок не только бюджетополучателей, но и организаций, не получающих бюджетное финансирование.
Интересное: Добавки к пенсии к 80 лет
Публичное право и экономика
Условия «жизнедеятельности» унитарных предприятий определяются государством и фиксируются в их уставах. На настоящий момент действует Приказ Минэкономразвития от 25 августа 2005 г. № 205 «Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения».
- если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
- необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
- необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.
Новая система юридических лиц — редакция гл
Стоит отметить, что все это попало в ГК, опять же, не по воле рабочей группы по разработке проекта, которую возглавлял Е.А. Суханов.
Сам Евгений Алексеевич про большинство этих форм (включая казачьи общества и общины народов) высказывается достаточно резко, не видя в них каких-то фундаментальных формообразующих признаков, по его словам, то же крестьянское (фермерское) хозяйство — по всем признакам попадает под разновидность полных товариществ, и является ничем иным как аграрным лобби (подробнее см. Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. М.: Статут, 2020). Что же касается публично-правовой компании, то о ее статусе говорить еще рано, потому как пока имеется лишь точечное упоминание в ГК и непримятый законопроект о них. Скорее всего, публично-правовые компании пришли на смену существующим сейчас государственным корпорациям.
1. Наконец-то появилась система юридических лиц. Законодательно выделены основания для классификации, введен, что самое важное, закрытый перечень организационно правовых форм некоммерческих организаций (ст. 50 ГК РФ).
В принципе, мы и раньше могли классифицировать юридические лица таким же образом на корпорации и учреждения, на частные и публичные, по правам участников и т.д. Реформы никакой в этом нет, просто теперь доктрина получила отражение в законе. Классификация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие по-прежнему остается.Все юридические лица мы можем классифицировать по любому из формообразующих признаков. С точки зрения практической это важно при принятии решения об избрании той или иной формы. Например, основное отличие корпораций от унитарных организаций в наличии членства.
Получается, если нам нужно выбрать юридическое лицо, в котором можно объединить несколько лиц в качестве членов, участников, акционеров или пайщиков, мы должны искать нужную форму в левом столбике:
30 Июл 2018 yslygiur 391
Источник: https://urist-yslugi.ru/bez-rubriki/otlichie-korporatsii-ot-unitarnogo-predpriyatiya