Сходство И Различие Трудового И Административного Права По Предмету И Методу Правового Регулирования

Различия административного и трудового права

Сходство И Различие Трудового И Административного Права По Предмету И Методу Правового Регулирования

Как было замечено в пункте 5 основной части, необходимо быть осторожными при идентификации трудового договора, так как его можно спутать с договорами которые регулирует гражданское право. Среди таких договоров существующих в гражданском праве можно упомянуть следующие:

договор подряда;

договор поручения;

авторский договор;

договор о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

И.Т.Д.

2. Включение работника в состав трудового коллектива конкретного предприятия (учреждения, организации), в силу чего он становится работником данного коллектива. Включение в трудовой коллектив является атрибутивным признаком трудового правоотношения независимо от характера трудовой функции работника. Данный признак отсутствует в гражданских правоотношениях связанных с трудом.

3.

Отно­шения, входящие в предмет трудового права, так же как и те, что регулируются административным правом, связаны с трудом и с управлением процессом труда.

Предмет административного права образуют отношения, складывающиеся в процессе организа­ции и деятельности исполнительной власти.
Для них типично то, что субъекты административных отношений всегда находят­ся в соподчиненном (неравном) положении, т.

е. один обладает властью давать предписания и распоряжения, которые другой обязан выполнять.

Они либо направлены вовне с использовани­ем специфического метода государственно-властного характера в системе «управляющая организация и управляемая организа­ция», либо связаны с государственным управлением, осуществ­лением исполнительно-распорядительной (управленческой) деятельности государства внутри организации. Значительную часть здесь составляют отношения в сфере государственной службы.

Важно

Явича, которые не допускали существование комплексных отраслей (и, естественно, суботраслей), а только комплексных отраслей законодательства. Но даже в этом качестве мы можем говорить только об индивидуальном трудовом праве, что является, как мы указывали выше, проблемой юридической техники .

При этом остается непонятным, каким образом в рамках гражданского права будут регулироваться деятельность профсоюзов и иных представителей работников, контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, охрана труда , институт коллективного договора и некоторые другие институты, не имеющие аналогов в гражданском праве.

С.П.

Маврин по этому поводу отмечал: «Достаточно сказать, что максимум, о чем более или менее серьезно можно вести речь, – это о включении трудового договора (контракта) в число гражданско-правовых сделок».

Различия административного и трудового права рк

Обозначенная проблема затрагивалась уже неоднократно как в советской, так и в современной литературе. Это позволяет нам сконцентрироваться только на результирующих положениях.

Внимание

Начнем с позиции догматических «ультрацивилистов». Из ст. 2 ГК РФ выводится принципиальная возможность субсидиарного применения гражданско-правовых норм к трудовым отношениям. Это допускалось учеными-трудовиками и ранее, но только в случаях пробелов в трудовом законодательстве.

К.М. Варшавский прямо указывал на это, а И.С. Войтинский допускал такое применение только через ст. 4 ГПК РСФСР 1922 г., т.е.

Различия административного и трудового права это

В настоящее время государственная служба во Франции регулируется серией законов, принятых в 80-е годы прошлого века и составивших различные разделы Общего устава служащих государства и территориальных коллективов, которые содержат права государственных служащих (право на вознаграждение, право на забастовку, право на участие в обсуждении, право на отпуск и др.)4. Но общая тенденция развития западного трудового права свидетельствует о постепенном распространении трудового законодательства на госслужащих и полицейских. Более того, ряд конвенций МОТ, в частности Конвенция № 151 (1978 г.) (не ратифицирована РФ) о трудовых отношениях на государственной службе, включают их в сферу действия трудового законодательства.
Они стали писать об «интеграции правового регулирования, выражающейся во все более тесном и сложном взаимодействии и взаимовлиянии норм различных отраслей при правовом регулировании ряда общественных отношений, о двойственном характере института государственной службы, что проявляется в совместном правовом регулировании нормами трудового и административного права отношений гражданских государственных служащих, гражданского персонала в сфере военной и правоохранительной государственной службы». Об этой двойственности в свое время писал А.С. Пашков, отмечавший комплексный характер института государственной службы.

Сравнение административного и трудового права

А это, в свою очередь, приведет к уменьшению прав и гарантий гражданских служащих, ослаблению их правовой защищенности, сближению правового регулирования гражданской, военной и правоохранительной службы.

Однако, с учетом общих принципов правового регулирования, область гражданской службы должна характеризоваться полноправным участием трудового права в регулировании отношений этой группы и данные отношения необходимо рассматривать как совместный предмет правового регулирования трудового и административного права.

Действующее российское законодательство содержит значительное количество нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные виды военной и правоохранительной службы.18

Указанные нормативно-правовые акты выделяют несколько категорий лиц, служебно-трудовая деятельность которых регулируется в соответствии с приведенными законами и положениями.

Действительно, Employment Law является частью контрактного или частного права, иногда структурно включается в предпринимательское право (наравне с антитрестовским законодательством и экологическим правом). Примечательно при этом то, что в США значительная часть трудовых прав и механизм их правовой защиты оказались в конституционном праве , а в Калифорнии принят Трудовой кодекс.

Мы уже не говорим о Labor Law, т.е.
о преимущественно коллективном трудовом праве, которое не имеет аналогии в гражданском праве. В этих странах нет четкого деления на отрасли права, а обширное трудовое законодательство и корпус прецедентов по объему сопоставимы с налоговым правом .

Субъекты всегда находятся в отношениях власти и подчинения. Организационно-управленческие отношения трудового права основаны на действиях равноправных субъектов, строящих свои взаимоотношения на договорных началах.Еще раз повторим, что трудовое право, строго говоря, не выделялось из гражданского или административного права.

В конце XVIII – первой половине XIX в. трудовые отношения регулировались в рамках гражданского права.

До этого преобладающая отраслевая принадлежность норм, регулирующих трудовые отношения, колебалась от административного к гражданскому праву, причем в рамках первого это осуществлялось длительное время.

К тому же ученые в последнее время соотношению трудового и административного права уделяют гораздо меньше внимания, что не всегда обоснованно. Начнем наш обзор с русского экономиста и юриста Н.Х.Бунге (1823-1895 гг.).

Трудовое право Отрасль права, регулирующая трудовые отношения между нанимателями и работниками, устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, защищает права и интересы работников и нанимателей. Функции трудового права: 1. Социально-правовая защита работников; 2.

Защита законных прав и интересов нанимателей; 3. Согласование интересов работников, нанимателей и гос-ва в сфере социално-трудовых отношений.

Трудовой договор Соглашение между нанимателем и работником об условиях работы и её оплаты. Заключается при устройстве на работу. Необходимы следующие документы: Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; Трудовую книжку(за исключ.

Поэтому связи работодателей (руководителей) с ра­ботниками по организации и управлению совместным трудом носят характер производственного, а не административного управления.

Различие трудового и административного права заключается также в различии основных субъектов правоотношений: в тру­довых правоотношениях — это работники и работодатели, в ад­министративном праве — управляющие и управляемые органи­зации, государственные служащие и государственные органы, начальники и подчиненные.

Отграничение трудового права от гражданского. Общеизвест­но, что в предмет гражданского права входят общественные от­ношения, которые близко примыкают к трудовым отношени­ям, базирующимся на трудовом договоре. Это отношения по выполнению договоров бытового подряда, поручения, литературного заказа и т. п.

ТК РФ следует, что особенности правового регулирования труда иностранных работников устанавливаются в соответствии с ТК РФ.

Стабильность трудовых отношений с работниками-мигрантами не должна составлять проблемы для потенциальных работников-россиян, так как согласно исследованиям МОТ трудовая миграция не ведет к увеличению безработицы . Более того, она позитивно влияет на динамику занятости.

Некоторые авторы, считая легальную миграцию для России благом, высказывают опасения, что без государственного подхода она может ущемить право на труд российских граждан.

Но эти проблемы должны решаться в рамках государственного и административного права.

В нашей стране, как уже отмечалось выше, это регулируемая миграция путем квотирования и выдачи разрешений на трудоустройство мигрантов.

Таким образом, трудовое право генетически связано с административным правом. Но любой излишне административный уклон в трудовом праве немедленно давал отрицательный результат. Например, популярная некогда идея патронажа в сфере трудового права в итоге совпала с государственным попечительством. И.Я.

Гурлянд, ученый- административист, профессор Демидовского юридического лицея, а впоследствии близкий сподвижник П.А.Столыпина, был ее горячим проводником. Провозглашенная им цель была вполне благая – «определить идею законного покровительства, т. е. такого, которое может быть юридически сконструировано».

Казалось бы, здесь прямой выход на социальное законодательство, ибо главная идея патроната «защита слабого со стороны сильных». Он выделял самопожертвования (взаимопомощь), пожертвования (благотворительность) и покровительство, т. е. присоединение слабого к себе через попечительство и патронат.

202

Оплата труда

Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового

вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается.

77

4.Принципы трудового права

Правовые принципы представляют собой выраженные в праве исходные начала, основные положения, определяющие единство права, существенные черты его содержания и общую направленностью развития правовых норм в пределах всей системы права либо отдельных отраслей или институтов.

Встречающиеся в юридической литературе формулировки основных принципов правового регулирования труда, основных принципов трудового права, а также правовых принципов организации труда, как справедливо было замечено, являются по сути идентичными, ибо речь во всех трех случаях идет об одной и той же категории трудового права.

Как уже упоминалось, этому посвящены Конвенция МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах (1949 г.) и соответствующая Рекомендация МОТ № 86 (1949 г.), Конвенция МОТ № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (1975 г.), Конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.).

Россия не ратифицировала перечисленные международные акты, но Конституция РФ (ст. 62) предоставляет иностранным гражданам на территории страны «национальный правовой режим», кроме изъятий, предусмотренных федеральным законодательствам и международными соглашениями РФ. Иными словами, в отношении иностранных граждан применяется в принципе «национальный режим».

Работник обязан: Добросовестно исполнять свои трудовые обязанности Выполнять правила внутреннего распорядка, письменные и устные приказы нанимателя, не противоречащие законодательству Соблюдать технику безопасности Поддерживать рабочее место, оборудование в исправном состоянии, порядке и чистоте Наниматель имеет право: Заключать и расторгать трудовые договоры с работниками Вступать в коллективные переговоры и заключать коллективные договоры Поощрять работников Требовать от работников выполнения условий трудового договора и правил внутреннего распорядка Привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности Обращаться в суд для защиты своих прав.

В настоящей главе учебника указанные понятия также используются как идентичные.

Как известно, право выступает в виде конкретных установлений (дозволение, веление, запрет и т.д.), а норма права — модель поведения людей и организаций в различных жизненных ситуациях. Чтобы прояснить смысл норм права, люди прибегают к их толкованию.

Однако для реализации и правильного применения конкретных норм права недостаточно знать их содержание. Необходимо выявить связь данной нормы права с другими, их взаимообусловленность, определить главные черты их содержания и основную направленность.

Эту функцию выполняют правовые принципы. Конечно, принципы не возникают просто так, они являются продуктом человеческого сознания, отражением объективно существующих отношений между людьми (экономических, политических, морали и др.).

3. лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

4.другие лица, если это установлено ФЗ.

Пример: Исключение военнослужащих не означает отсутствие возможности применить по отношению к ним нормы трудового права. Постановление Пленума ВС РФ от 29 мая 2014 г. N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»: предоставление отпуска без сохранения заработной платы до 14 календарных дней в году – ст. 128 ТК РФ.

Тенденции развития трудового права

Тенденции — это основные направления формирования и раз­вития правовых норм данной отрасли или ее отдельных институ­тов.

По Лушникову:

1. Признание значимости трудовых прав;

2.

Москва и МО С-Петербург и ЛО Бесплатный звонок по России Бесплатная консультация, звоните прямо сейчас:

Источник: https://sdaypdd.ru/razlichiya-administrativnogo-i-trudovogo-prava

Сходство И Различие Трудового И Административного Права По Предмету И Методу Правового Регулирования

Сходство И Различие Трудового И Административного Права По Предмету И Методу Правового Регулирования

Банковское правоСходство И Различие Трудового И Административного Права По Предмету И Методу Правового Регулирования

Общественно-трудовые отношения как предмет трудового права. Тенденция изменения предмета трудового права. Отграничение трудового права от других отраслей права гражданского, административного, права социального обеспечения. Всеми величайшими открытиями, достижениями человек обязан труду. Дорогие читатели!

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • Взаимосвязь и разграничение трудового права и смежных отраслей права.
  • Чем отличается трудовое право от административного права
  • Отграничение трудового права от смежных отраслей права

В реальной действительности общественные отношения тесно взаимосвязаны, поэтому определение их отраслевой принадлежности нередко вызывает трудности. Правовые последствия осуществления тех или иных отношений зависят от того, какой отраслью права они регулируются.

Взаимосвязь и разграничение трудового права и смежных отраслей права

Трудовое право Сыроватская Л. Трудовое право: Учебник.

Отграничение трудового права от смежных отраслей права Особенностью системы отечественного права является ее многообразие, дифференциация на отдельные самостоятельные отрасли при известном сходстве некоторых из них, а также естественном наличии черт различия.

Например, к регулированию общественных отношений, так или иначе связанных с трудом, причастны несколько отраслей права: гражданское, административное и право социального 26 Глава 1.

Предмет, метод и система трудового права обеспечения. Они являются смежными с трудовым, ибо предмет и метод каждой из названных отраслей имеют определенное сходство с предметом и методом трудового права.

И это сходство, как уже отмечалось, часто затрудняет выяснение истинной правовой природы тех или иных фактических отношений и влечет за собой в ряде случаев нарушение закона в правоприменительной практике.

Во избежание этого нужно ясно представлять себе, что входит в предмет каждой из названных отраслей и в чем состоит сходство и различие в объекте правового регулирования.

Гражданское право, как известно, регулирует две группы отношений: 1 имущественные, связанные с принадлежностью имущества определенным лицам или с переходом имущества от одного лица к другому; 2 личные неимущественные отношения.

В число имущественных входят и те, что связаны с трудом, ибо труд возмезден.

Конституционное право Хозяйственное право Трудовое право Аграрное право Гражданское право Уголовное право Теория государства и права Уголовный процесс Кримминология Международное право, европейское право Адвокатское право Административное право Гражданский процесс Справочная юридическая информация Кримминалистика Логика Налоговое право Правовая деонтология История государства и права Правоохранительные органы Риторика Семейное право Таможенное право Философия права Финансовое право Экологическое право Юридические документы Контрольные работы по праву Курсовые работы по праву Шпаргалки по праву.

Сыроватская Л. Отграничение трудового права от смежных отраслей права.

Особенностью системы отечественного права является ее многообразие, дифференциация на отдельные самостоятельные отрасли при известном сходстве некоторых из них, а также естественном наличии черт различия.

Они возникают на основе договора подряда, поручения, авторского договора. Реализация этих договоров предполагает уплату вознаграждения.

Однако в отличие от трудового договора объектом всех указанных гражданско-правовых договоров является результат труда, тогда как содержанием трудовых отношений всегда является процесс труда живой труд.

Отсюда вытекает необходимость согласования, координации трудовой деятельности между ее участниками и подчинение установленной дисциплине, внутреннему распорядку организации.

Для большинства трудовых договоров характерна обязанность работника выполнять любую работу, относящуюся к профессии, специальности или должности, по которой заключен договор.

Оплачивая лишь конечный результат работы, заказчик в гражданско-правовых договорах не несет никаких иных имущественных обязанностей в отношении исполнителя.

На последнего ложится и риск невозможности представления окончательного результата по объективным причинам, тогда как в трудовых отношениях такой риск несет работодатель.

Различие по методу, как уже отмечалось, состоит в том, что в трудовом праве стороны равноправны лишь в момент заключения трудового договора, в то время как в гражданском праве субъекты независимы и самостоятельны в течение всего срока действия гражданско-правовых договоров.

Значительную часть здесь составляют отношения по государственной службе. Для всех этих отношений характерно, что их субъекты находятся в соподчиненном положении, когда один наделен властью давать предписания, а другой обязан их выполнять.

Но это уже признаки метода, с помощью которого в данном случае разграничение провести нельзя, ибо эта черта свойственна и той и другой отрасли права. Различие, следовательно, надо искать только в предмете.

Что касается права социального обеспечения, то эта отрасль права сформировалась как самостоятельная сравнительно недавно, причем большинство норм, регулирующих отношения по социальному обеспечению, ранее входило в трудовое право.

Связь с трудовым правом здесь очевидна. Так, в частности, объем правомочий граждан в пенсионных правоотношениях, составляющих основное ядро в предмете этой новой отрасли, зависит is большинстве случаев от размера оплаты труда и величины трудового стажа.

Связаны с трудовым вкладом и другие социальные выплаты. В то же время право социального обеспечения — это прежде всего система правовых норм, регулирующих отношения, возникающие по поводу предоставления гражданам благ и услуг из общественных централизованных фондов пенсионного и государст- См.

З авг. В создании первого принимают участие и сами работающие. Оплата же труда, как известно, производится за счет средств самих предприятии или бюджетных ассигнований, выделенных специально государством для некоторых категорий работников.

В условиях перехода к рыночной экономике все большее развитие получают договоры страхования, регулируемые гражданским правом.

Материальную основу такого страхования составляют страховые фонды, находящиеся в управлении специальных организаций страховщиков , образованные из взносов заинтересованных организаций и граждан страхователей для возмещения имущественных потерь, возникающих у лиц, участвовавших в его образовании.

По этому же принципу создаются и негосударственные пенсионные фонды НПФ. Правовой основой для этого явился Указ Президента РФ от 16 сентября г.

Как видно, названные фонды существуют наряду с обязательным государственным страхованием. Государственный характер социального страхования выражается, во-первых, в обязательности страховых платежей, во-вторых, в обеспечении трудящихся определенными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным государством.

Но если раньше фондами государственного социального страхования распоряжались только профсоюзы, то теперь ими ведает Фонд социального страхования — специализированное учреждение при Правительстве РФ, имеющее региональные и отраслевые отделения2.

Профсоюзы теперь имеют лишь равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами, формируемыми за счет страховых взносов; им также предоставлено право контроля за использованием средств этих фондов3. Изменения в органах, управляющих социальным страхованием, повлекут за собой соответственно и изменение содержания отноше- Обязательным является, например, страхование на транспорте, где сумма страхового взноса включается в стоимость билета.

Таким образом, трудовое право представляет собой отрасль права, регулирующую общественные отношения, складывающиеся в процессе труда на основании трудового договора трудовые отношения , организации правовой и социальной защиты работника отношения, тесно связанные с трудовыми.

Чем отличается трудовое право от административного права

Конституционные положения закрепляют место органов исполнительной власти в системе государственного механизма, важнейшие принципы их формирования и деятельности.

Таким образом, предписания норм конституционного права служат исходной основой для норм административного права, которые регулируют разнообразную и повседневную испол- нительно-распорядительную деятельность органов государственного управления.

В нормах административного права развиваются и детализируются положения Конституции Украины и иных источников конституционного права относительно функционирования исполнительных и распорядительных органов. Определенная связь существует между административным правом и трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений.

В системе административно-правового регулирования используются все три метода типа правового регулирования — дозволение, предписание и запрет. Дозволение реализуется с помощью управомочивающих норм административного права; предписание и запрет — наиболее известные и часто применяемые в административной практике типы правового регулирования — включены в механизм административной деликтологии и применения мер административного принуждения.

Отграничение трудового права от смежных отраслей права

Одну отрасль права принято отличать от другой по предмету и методу правового регулирования. Правильное разграничение отраслей права имеет не только теоретическое, но и практическое значение, оно позволяет определить нормы отрасли права, направленные на регулирование возникших отношений.

Трудовое право и гражданское право являются смежными отраслями. На основании норм трудового права человек может реализовать свои способности к труду путем заключения трудового договора.

Способности к труду могут быть использованы и на основании гражданско-правовых договоров о труде, в частности: договоров подряда, поручения, возмездного оказания услуг, агентирования, доверительного управления имуществом, авторского и других.

В настоящее время принципиальное значение имеет разграничение между трудовым и гражданским правом с точки зрения решения вопроса об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Административное право. Лекция 2. Субъекты административного права

Трудовое право Сыроватская Л. Трудовое право: Учебник.

Отграничение трудового права от смежных отраслей права Особенностью системы отечественного права является ее многообразие, дифференциация на отдельные самостоятельные отрасли при известном сходстве некоторых из них, а также естественном наличии черт различия.

Например, к регулированию общественных отношений, так или иначе связанных с трудом, причастны несколько отраслей права: гражданское, административное и право социального 26 Глава 1.

Отличие трудового права от административного права. Значительную часть здесь составляют отношения в сфере государственной службы.

Для общественных отношений, регулируемых нормами как трудового, так и гражданского права, характерны такие общие черты, как их договорный и возмездный характер. Вместе с тем между указанными отношениями имеются и существенные различия, обусловливающие их разную отраслевую принадлежность.

.

.

.

Одну отрасль права принято отличать от другой по предмету и методу правового регулирования. Правильное.

.

.

.

.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Трудовое право

Источник: https://nike-1.ru/bankovskoe-pravo/shodstvo-i-razlichie-trudovogo-i-administrativnogo-prava-po-predmetu-i-metodu-pravovogo-regulirovani.php

Разница между гражданским правом и административным правом

Сходство И Различие Трудового И Административного Права По Предмету И Методу Правового Регулирования

Правоотношения в РФ реализуются в рамках различных систем права. В числе таковых — гражданское и административное. В чем их специфика?

статьи

Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:

  1. имущественные правоотношения — связанные со сделками с движимыми и недвижимыми активами;
  2. личные неимущественные отношения — связанные с закреплением и передачей прав на интеллектуальную собственность.

Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.

Гражданское право в современных государствах основано на принципах:

  1. равенства участвующих сторон;
  2. неприкосновенности собственности;
  3. свободы подписания соглашений;
  4. невмешательства государства в частные правоотношения.

Нормы, регулирующие гражданское право в РФ, фиксируются на уровне главным образом федерального законодательства. Основной российский нормативный акт, включающий соответствующие положения, — Гражданский кодекс. Большое значение в разъяснении его норм имеют подзаконные источники права, ведомственные правовые акты, судебные прецеденты.

Для гражданского права характерен диспозитивный метод регулирования правоотношений. Он предполагает свободу выбора условий договоров, заключаемых гражданами и организациями, а также неправомерность установления норм отчетности одних лиц перед другими.

В чем специфика административного права?

Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий.

Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.

Главный метод административного права — императивный. Он предполагает издание уполномоченными субъектами норм, которым обязаны подчиняться те или иные лица.

Например, распоряжения вышестоящего органа власти в адрес нижестоящего или предписаний государственных структур в адрес граждан, обязательных для исполнения.

Императивный метод правового регулирования может предполагать наличие у тех или иных лиц обязательств по составлению отчетности по требованию уполномоченных структур.

Сравнение

Главное отличие гражданского права от административного права в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют при диспозитивном регулировании. Субъекты административных правоотношений часто имеют разные статусы (одни субъекты подчиняются, подотчетны другим) и взаимодействуют во многих случаях при императивном регулировании.

Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов власти. Гражданское — направлено на обеспечение возможностей для участия в правоотношениях прежде всего частных лиц.

Во многих случаях гражданские правоотношения могут осуществляться только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом.

Например, если речь идет о подписании контрактов между юридическими лицами. Их участники, прежде чем подписывать договоры в соответствующем статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные фирмы.

Данная регистрация осуществляется в рамках норм административного права.

Определив, в чем разница между гражданским правом и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.

Таблица

Гражданское правоАдминистративное право
Что общего между ними?
Часто бывает, что условием участия субъекта в гражданских правоотношениях является его предварительное участие в отношениях, регулируемых административным правом
В чем разница между ними?
Регулирует в основном имущественные отношения с участием частных лицРегулирует правоотношения, связанные главным образом с деятельностью органов власти
Регулирует правоотношения, в которых участники имеют равный статус и не подотчетны другим сторонам отношенийРегулирует правоотношения, в которых участники часто имеют неравный статус, подотчетны другим сторонам отношений
Характеризуется диспозитивным методом регулирования — когда участники правоотношений сами определяют условия договоровХарактеризуется императивным методом регулирования — когда участники правоотношений взаимодействуют по установленным нормам

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-grazhdanskoe-pravo-ot-administrativnogo-prava/

Предмет и метод административно-правового регулирования

Сходство И Различие Трудового И Административного Права По Предмету И Методу Правового Регулирования

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Особенностью отраслиадминистративного права являетсяразнообразие и множество источниковего юридических норм. Это объясняетсясамим предметом отрасли: разнообразиеми большим числом управленческихотношений, необходимостью своевременногоюридического опосредования социальныхпроцессов, объективной потребностьюдецентрализации исполнительной власти.

Важнейшими источникамиадминистративного права являются законы(Конституция Российской Федерации,федеральные законы и законы субъектовРФ) и подзаконные акты — нормативно-правовыеакты самой различной субординации,конкретизирующие законы.

Различают как чисто административныеправовые источники, так и “смешанные”- многоотраслевые, в которых одновременноприсутствуют нормы различных отраслейправа (например, административного игражданского, административного иуголовного и т.п.).

В зависимости от того, кем принятыте или иные законодательные инормативно-правовые акты, т.е. — поюридической силе источники административногоправа можно разделить на несколькотипов: 1.

законы РФ и еесубъектов,акты государственной администрации (исоответствующих органов субъектов РФ)- указы, распоряжения Президента,постановления и распоряжения правительства,министерств и ведомств; глав администраций,руководителей государственных органов,комитетов, командиров воинских частей;2.

Акты органов бывшегоСССР, не утратившие своейактуальности в силу правопреемственностив тех случаях, если еще не принятысоответствующие нормативные акты РФ иесли они не противоречат российскомузаконодательству; 3.

Международныеакты: в соответствии сКонституцией РФ “общепризнанныемеждународные нормы, относящиеся кправам человека, имеют преимуществоперед законами Российской Федерации инепосредственно порождают права иобязанности граждан РоссийскойФедерации”. Международными актамирегулируются, например, некоторыевопросы безвизового пересечения границ,таможенного контроля, дорожного движенияи др.

В целом же, по мнению отечественныхюристов, административное право относитсяк числу самых несистематизированныхотраслей правовой системы РоссийскойФедерации.4Во многом это обуславливаетсямногопрофильностью системы административногоправа.

Однако, многообразиеадминистративно-правовых норм иисточников административного праваостро ставит проблему его систематизациии кодификации.

Именно поэтому на страницахсовременных периодических изданийюридического профиля активно обсуждаетсявопрос о том, какое именно законодательноеоформление должна получить в будущемсистема российского административногоправа.5

Методадминистративно-правового регулирования

Метод правовогорегулирования — это совокупность форми приемов, применяемых государствомдля регулирования общественных отношений;способ воздействия на поведениеучастников правоотношений, направленныйна достижение целей правовогорегулирования.

При помощи метода правовогорегулирования производится ограничениекруга отношений, охватываемыхадминистративным правом, от отношений,подчиняющихся другим отраслям права.

Административное право — этоюридическая форма, модель управления,которая закрепляет юридическоенеравенство (субординацию) субъектовотношений в отличие, например, от нормгражданского права, которое характеризуетсяюридическим равенством сторон.

Подобноеподчинение одной стороны другой можетбыть линейным (связь типа“начальник-подчиненный”) и функциональным(“инспектор-гражданин”). Юридическоенеравенство сторон обусловлено разнымиролями, задачами, которые выполняютсубъекты в системе общественныхотношений.

Даже у органов и должностныхлиц, находящихся на одной ступениуправленческой лестницы могут бытьнеодинаковые права и обязанности.Например, не равны полномочия инспекторовГАИ, саннадзора, рыбоохраны и т.п.

Возникают административныевзаимоотношения чаще всего не пообоюдному желанию сторон, а поволеизъявлению одной стороны. Такимидействиями являются, например, приказ,предписание, жалоба, решение о выдачелицензии, наложение штрафа и т.п..

Споры между различными сторонамиадминистративных отношений в основномрешаются также в административномпорядке — субъектом управления, которыйпредставляет более высокостоящую фигурув административных правоотношениях(при одних и тех же обстоятельствах однисубъекты исполнительной власти наделеныправом решать, а другие — правом обжаловатьрешения вышестоящих органов (должностныхлиц). Существующие интересы и правасубъектов административного правамогут защищаться и в судебном порядке,но это не правило, а, скорее, исключениеиз него.

Таким образом, административноеправо исключает юридическое равенствоучастников правоотношений. Можнозаключить, что главными признакамиметода административного правовогорегулирования являются:

а) определение юридическогоположения сторон;

б) определение основанийвозникновения, изменения и прекращенияправоотношений;

в) определение прав и обязанностейсубъектов административных правоотношений;

г) способы защиты субъектовправоотношений.

Еще одной особенностью методаадминистративно-правового регулированияв последнее время становится внедрениев систему администрирования демократическихначал.

Субъекты и объекты административныхправоотношений имеют строго определенныеправа и обязанности: властвующий неимеет возможности делать все, что емузахочется, ссылаясь при этом нагосударственное благо; подчиненному всвою очередь не требуется — в силуимеющихся у него прав — беспрекословноподчиняться любому приказу начальника.

Закрепляя демократические началаформирования административной властии контролируя ее деятельность, рациональноорганизуя управленческую структуру,закрепляя права граждан, механизмырешения конфликтов, четкие процедурыдеятельности и т.п.

, административноеправо придает управленческим отношениямцивилизованный характер, способствуетразвитию в них начал законности,справедливости и демократии.

Однако,вместе с тем оно не лишает управленческиеотношения характера отношений власти- властоотношений.6

Местоадминистративного права в правовойсистеме Российской Федерации

Административное право, сохраняясвою специфику, выраженную в его предметеи методе, тесно взаимодействует с другимиотраслями российского права.

Характеризуяэто взаимодействие, необходимо иметьв виду, что административное правоохватывает своим регулятивным воздействиемширокие области государственной иобщественной жизни.

Это, как уже отмечалосьвыше, предопределяется многообразиемпрактического применения действующегов Российской Федерации механизмаисполнительной власти.

Упоминалось также, чтоадминистративное право играет в правовойсистеме РФ вспомогательную, служебнуюроль, в отличие, например, от такихнаиболее самостоятельных отраслейправа, как гражданское, уголовное,международное, конституционное. Служебнаяроль административного права определяетсяцелым рядом как внешних обстоятельств,так и группой факторов, вытекающихнепосредственно из самой природы этойотрасли права.

Во-первых, в числе процессов,влияющих на содержание административногоправа, можно назвать следующие: а)сокращение масштабов централизованногоадминисртативно-правового регулирования(как известно, в соответствии с КонституциейРФ 1993 г.

, административное иадминистративно-процессуальноезаконодательство отнесено к предметамсовместного ведения Российской Федерациии ее субъектов); б) существенное возрастаниероли региональных регуляторов; в)усиление значимости рекомендательныхнорм; г) обеспечение реальнойсамостоятельности управленческихподразделений различных уровней; д)усиление контрольно-надзорной иправоохранительной, а не распорядительной,функций административного регулирования.

Во-вторых, характеризуя служебнуюроль административного права, следуетпринимать во внимание обстоятельства,вытекающие из самой его природы.

Так, всвязи с актуальностью проблемы правоохраныв условиях построения правового общества,административное право усиливает своисобственные юридические средства защитыот посягательств на правовой режим всфере действия механизма исполнительнойвласти.

Несоблюдение или недобросовестноевыполнение административно-правовыхнорм влечет за собой приведение вдействие предупредительных, пресекательныхи карательных средствеадминистративно-принудительногохарактера. Особая роль среди них отводитсяинституту административной ответственности,а также административного процесса.

Важное значение в данном случае имеетто обстоятельство, что при помощиадминистративной ответственности всев большей мере осуществляется защитане только управленческих отношений, нои многих других — например, финансовых,трудовых, природоохранительных и т.п.

Наконец, во многих случаях,административное право не толькозащищает иные общественные отношения,но и может выступать в качестве ихрегулятора. Так, действующее российскоезаконодательство использует нормаадминистративного права для обеспечениядолжной урегулированности налоговых,земельных, трудовых и иных отношений.

ими, например, определяются: порядоквзимания налогов и сборов, государственныйконтроль за соблюдением налоговогозаконодательства; основные организационныеначала предпринимательской деятельности;порядок возникновения и прекращениягосударственно-служебных отношений;многие стороны компетенции надзорныхорганов, действующих в рамках предметаиных отраслей права (например,природоохранительные инспекции и пр.).

Итак, административное правострогих границ правового воздействияне имеет. В свою очередь, как уже отмечалосьвыше, сфера государственного управленияне изолирована от действия норм другихотраслей права. Следовательно, возникаетвзаимодействие различных правовыхотраслей.

Наиболее тесно административноеправо взаимодействует с конституционным(государственным) правом, котороезакрепляет основные принципы организациии функционирования исполнительнойвласти, место ее субъектов в государственноммеханизме, правовые основы их формированияи т.п. В частности, конституционнопровозглашенные права и свободы человекаи гражданина (гл. 2 Конституции РФ)практически в значительной мере такжереализуются через сферу государственногоуправления.

Таким образом, административноеправо основывается на нормахконституционного права, детализируети конкретизирует их, определяя при этоммеханизм реализации прав и свободграждан, компетенции различных звеньевсистемы исполнительной власти, формыи методы государственно-управленческойдеятельности, основы ее отраслевой,межотраслевой региональной и местнойорганизации и т.п.

Совместно с гражданским правомадминистративное нередко регулируетвнешнюю сторону сходных общественныхотношений имущественного характера -в зависимости от преобладающего значениятех или иных элементов метода правовогорегулирования.7(В данном случае подразумеваютсядоговорные начала или административныепредписания.)

Аналогично решается вопрос и осоотношении норм административного итрудового права.

В то же время наиболеесложно провести грань между, например,административным правом и такимиотраслями права, как финансовое,земельное, природоохранительное(экологическое), предпринимательское.

Механизм их соотношения таков, чтофактически значительная часть отношений,отнесенных к предмету ведения названныхотраслей, регулируется нормамиадминистративного права и свойственнымиему правовыми средствами.

Границы действия норм уголовногои административного права определяютсяхарактером и направленностьюсоответствующих запретов.

Заключение

Система российского административногоправа еще далека от совершенства: многиеаспекты деятельности исполнительнойвласти еще не имеют четкой научнойосновы и правовой регламентации, изданныенормативные акты и созданные государственныеинституты еще не обладают необходимойстабильностью и долговечностью вусловиях быстро меняющихся реалий нашейжизни.

В то же время, несмотря назначительную активизацию в последнеевремя правотворчества в сфереадминистративного законодательства,его развитие, по мнению российскихправоведов, идет противоречиво имедленно.8

Есть основания надеяться, чтокомплексное развитие всех сферадминистративно-правового регулированияи ускоренное развитие науки административногоправоведения способны приблизить этуотрасль российского права к общепринятыммеждународным нормам, способнымэффективно работать и в российскихусловиях.

Списоклитературы:

  1. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право. Учебник в 2-х частях. — М., 1994.

  2. Бахрах Д.Н. Административное право. — М., 1993.

  3. Бельский К.С. Феноменология административного права. — Смоленск, 1995.

  4. Гражданский кодекс Российской Федерации: Официальный текст. — М., 1996.

  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. — М., 2002.

  6. Конституция Российской Федерации: принята всенародным анием 12 декабря 1993 года. — М., 1995.

  7. Ноздрачев А.Ф. Административное право: Фундаментальный курс. — М., 1992.

Источник: https://works.doklad.ru/view/dDmMAOKt6xo/2.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.