Пп 354 расчет электричества по нормативу
Постановление 354 с последними изменениями 2019 года о коммунальных услугах: ОДН, вывоз мусора, ТКО, перерасчет, оплата
Важнейшим документом для сферы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации являются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Правила утверждены Постановлением Правительства РФ 354 от 06.05.2011 с изменениями 2019 года. До 2020 года поправки в него не планируются. По своей значимости постановление уступает разве что Жилищному кодексу РФ
Расскажем подробнее, как в соответствии с Постановлением 354 должны оказываться и оплачиваться услуги ЖКХ, как регулируются правоотношения между поставщиками коммунальных услуг, исполнителями и потребителями, какие важные изменения в 2017-м, 2018-м и 2019-м годах были внесены в документ.
Значение документа для сферы ЖКХ и основное содержание
Постановление 354 с последними изменениями 2019 года о коммунальных услугах утверждает Правила их предоставления. Если Жилищный кодекс содержит множество общих, отсылочных и бланкетных норм, то в постановлении 354 можно найти вполне конкретные правила, с указанием сроков, объемов, коэффициентов и т.д.
В действующей редакции документа есть нормы, регулирующие:
- условия предоставления услуг;
- обязательные условия договора с типовыми соглашениями;
- права и обязанности сторон;
- порядок определения платы за оказанные коммунальные услуги с формулами расчета (приложение 2);
- порядок их учета;
- порядок перерасчета данной платы;
- порядок приостановления оказания услуг;
- правила установления оказания услуг ненадлежащего качества с требованиями по качеству (приложение 1);
- меры ответственности сторон.
При этом Правила не регулируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. В данном случае применяются Правила поставки именно газа в указанных целях, утвержденные Постановлением Правительства РФ №549 от 21.07.2008 г.
Таким образом, постановление 354 о коммунальных услугах (ЖКХ) в 2019-2020 годах является документом, представление о котором должен иметь каждый совершеннолетний гражданин РФ, без преувеличения. Ведь каждый сталкивается в быту с вопросом правильного использования жилого помещения, с оплатой коммунальных услуг и т.д..
Скачать или распечатать действующие Правила ЖКХ можно на официальном сайте нормативно-правовых актов //pravo.gov.ru/ в формате txt или rtf или в конце статьи.
Основные понятия
Правила по аналогии с самыми значимыми федеральными законами устанавливают собственную терминологию:
- внутридомовые инженерные системы – являющиеся общим имуществом собственников многоквартирных домов (МКД) механизмы и коммуникации, расположенные как внутри дома, так и на занятом им земельном участке, предназначенные для осуществления подачи ресурсов от центральных систем и сетей в МКД;
- внутриквартирное оборудование – не входящее во внутридомовые инженерные систем оборудование, предназначенное для потребления ресурсов и услуг внутри помещения, как жилого, так и нежилого;
- домовладение – жилой дом, а также его часть, вместе с надворными хозпостройками, примыкающими к нему;
- индивидуальный прибор учета или счетчик – специально установленное в определенном месте устройство, предназначенное для замеров потребленных услуг в жилом или нежилом помещении;
- общедомовой прибор учета – коллективное средство измерения для определения поставленных ресурсов в многоквартирный дом. В квартирах также устанавливается квартирный прибор учета;
- исполнитель – юридическое лицо или ИП, осуществляющее подачу коммунальных услуг потребителю;
- коммунальные услуги – деятельность по подаче определенных услуг, необходимых для содержания дома, по факту, отопление, подача горячей и холодной воды, водоотведение, подача электричества. С 01.04.2017г. к коммуналке относится и вывоз твердого мусора;
- коммунальные ресурсы – ресурс, при помощи которых осуществляется оказание коммунальных услуг: вода, электричество, топливо и т.д.;
- норматив потребления – количественное значение, показатель потребленной услуги, ресурса, его объема. Нормативы утверждаются местными органами власти субъектов РФ в установленном на федеральном уровне порядке. Применяются при отсутствии прибора учета и в иных случаях, установленных законодательством;
- потребитель – собственник, иной законном использующий помещение гражданин или организация;
- распределитель – устройство, позволяющее определить долю объема потребления тепловой энергии, приходящееся на отдельное помещение, установленное в МКД, обеспеченном общедомовым прибором учета;
- ресурсоснабжающая организация – поставщик ресурса.
Основные правила предоставления услуг
Оказание услуг начинается с момента возникновения права на жилое помещение. При этом Правилами установлено, что услуги оказываются на основании возмездного договора. Но согласно п. 7 Правил договор заключается уже путем совершения конклюдентных действий потребителя по использованию услуг.
Важно! За качество услуг отвечает ресурсонабжающая организация, за их поставку в конкретный дом и содержание его сетей – управляющая организация или товарищество собственников, в зависимости от выбранного способа управления МКД. Каждый собственник несет ответственность за находящиеся внутри его квартиры оборудование. Граница эксплуатационной ответственности определяется по границе принадлежности сетей на основании специальных актов по каждому ресурсу.
Правила содержат подробные разъяснения по вопросу расчета платы за коммунальные услуги.
Основные правила оплаты услуг и ресурсов
В настоящее время универсальное правило оплаты коммунальных услуг в Российской Федерации – по приборам учета. Пункт 81 устанавливает, что оснащение помещения, как жилого, так и нежилого прибором учета – это обязанность его собственника. Ввод прибора в эксплуатацию осуществляется исполнителем на основании заявки собственника. Заявка составляется по определенным правилам.
Пункт 59 устанавливает, что начисление в счет оплаты потребленных услуг осуществляется по среднему показателю за последние полгода или 3 месяца (если прибор установлен менее полугода назад) в следующих случаях:
- выхода прибора из строя (в течение 3 месяцев подряд для жилого помещения и 2 — для нежилого);
- отсутствия показаний счетчиков;
- если не предоставлен доступ для проверки прибора.
Прибор должен быть защищен от доступа к нему пломбой, исполнитель вправе осуществлять проверку в установленных законом случаях.
Устанавливают Правила и вполне конкретные нормы по оплате доставки и обеспечения ресурсами, например, пункт 148 регулирует, что погрузка твердого топлива на предоставленный транспорт осуществляется без взимания оплаты с потребителя, в том время, как разгрузку потребитель должен оплатить.
Противоречия в Правилах по оплате ТБО
В связи с введением новых правил расчета за твердые бытовые отходы исходя из количества проживающих часто возникают вопрос по оплате ТКО собственниками, имеющими жилые объекты, в которых никто не проживает. Содержит Постановление Правительства РФ 354 пункт 148 (36), в котором указано, что при отсутствии жильцов, временных или постоянных, объем услуги рассчитывается по количеству собственников.
Однако данное положение противоречит правилу оплаты только за потребленные услуги. Пока собственники могут воспользоваться правом на перерасчет платы при временном отсутствии на основании ст. 155 ЖК РФ и пунктов Правил 86, 90 и 91.
Изменения размера оплаты – перерасчет
Правилами установлено, что в определенных случаях возможен перерасчет за коммунальные услуги. Согласно п.
86 это возможно при временном отсутствии потребителя по месту проживания в жилом помещении.
Временное отсутствие в данном случае ограничивается по сроку – не менее пяти полных календарных дней и строго подряд и не более полугода. При истечении полугода, можно подать заявление вновь.
Перерасчет за ЖКХ производится только при наличии индивидуального прибора учета. При его отсутствии перерасчет может быть осуществлен только в одном единственном случае: когда все жильцы отсутствуют по месту проживания вследствие наличия действия непреодолимой силы (природные и иные катастрофы, форс мажор).Перерасчет производится пропорционально количеству дней зафиксированного временного отсутствия, при этом день выбытия и день прибытия во внимание не принимаются.
Он производится только на основании письменного заявления потребителя, при этом отсутствие нужно подтвердить документально:
- командировочным удостоверением;
- справка из санатория, другого медицинского учреждения и т.д.;
- справка о пребывании в садоводческом некоммерческом товариществе, подписанная руководством;
- проездные билеты;
- квитанция оплаты гостиниц и т.д.
Последние изменения
Существенные изменения произошли в оплате поставленных ресурсов еще в 2017 году. Тогда было установлено, что из квитанции исключается строчка ОДН – общедомовые нужды.
ОДН были исключены в качестве коммунальной услуги, однако в состав платы за жилой объект включаются расходы за потребляемые в целях содержания общего имущества МКД холодную и горячую воду, электроэнергию.
Они представляют собой сейчас отдельные строки в платежном документе. Расход на ОДН определяются по нормативам.
С 1 января 2017 года начал применяться также повышающий коэффициент 1.5, используемый при определении оплаты за потребленные холодную, горячую воду и электроэнергию при отсутствии прибора учета. Это правило установлено в п. 42.
Постановление 354 Правительства РФ от 06.05.2011 о коммунальных услугах в 2019 году менялось три раза.
Проблема с расчетом за тепловую энергию
Постановление Правительства РФ 354 с изменениями по отоплению 1708 от 28.12.2018г. устанавливает, что приборы учета устанавливаются только при наличии технической возможности. Также указанными поправками были изменены правила расчета платы за потребленную тепловую энергию. Существует три варианта:
- в МКД установлен коллективный счетчик, но нет ни одного помещения, оборудованного индивидуальным прибором учета, — учитываются показания общедомового прибора;
- в МКД есть хотя бы одно помещение, оборудованное индивидуальным счетчиком, — учитываются показания как коллективного, так и индивидуального счетчиков;
- когда все помещения оборудованы приборами учета — расчет производится по их данным.
При этом проблемы расчета платы за потребленную тепловую энергию в Российской Федерации остаются. В тех домах, где приборов учета вообще нет, расчет производится по нормативам. По утверждению чиновников таковых в России еще 40%. Нередко по нормативам продолжают начислять, даже если есть счетчики, например, в Ленинградской области.
Утверждение нормативов входит в полномочия регионов, однако иногда они передаются отдельным муниципальным образованиям, что приводит к значительной разнице в нормативах. С 1 января 2020 года регионы должны перейти на единые нормативы.
Законодательные инициативы
В настоящее время есть инициативы принятия определения нормативов по единым принципам по всей стране. Предложена единая формула, учитывающая определенные критерии – год постройки, этажность и т.д.
Кроме того, Россия постепенно будет переходить на использование «умных» счетчиков, которые будут передавать показания самостоятельно.
Оценка Правил
Нельзя сказать, что Правила ЖКХ написаны доступным языком. Однако знать их основные положения необходимо, ведь в нашей стране действует принцип – незнание закона не освобождает от его исполнения.
Также уточняющие нормы по отдельным ресурсам можно найти в посвященных им постановлениях. Кроме того, регулярно пункты Правил разъясняют Минстрой, ФНС, иные государственные органы в целях их правильного понимания с учетом последних изменений законодательства. В прессе и на портале проектов нормативных актов можно узнать об планируемых изменениях и принять участие в их обсуждении.
Скачать 354 Постановления Правительства РФ с последними изменениями 2019 года
Источник: https://zakon-navigator.ru/pravila-zhkh-postanovlenie-pravitelstva-rf-354-ot-06-05-2011-s-izmenenijami-na-2019-2020-god/
Ответы на вопросы по применению правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства российской федерации от 06.05.2011 n 354, комментарий, разъяснение, статья
Размещен на официальном сайте Минрегиона России
Определение размера платы с применением нормативов потреблениякоммунальных услуг
Вопрос
Учитывая, чтоколичество потребителей будет определяться исходя из фактическипостоянно и временно проживающих граждан в жилом помещении, можетли исполнитель осуществлять расчет исходя из имеющихся у негоданных о количестве зарегистрированных, либо толькоруководствоваться информацией, предоставленной самим потребителем?А если такая информация не будет предоставлена или не совпадет сколичеством зарегистрированных (будет меньше), какие действияисполнителя будут правомерными?
Ответ
Исполнитель определяетразмер платы за коммунальные услуги исходя из количествазарегистрированных граждан и обязан сделать перерасчет лишь припредоставлении потребителем документов, подтверждающих еговременное отсутствие в жилом помещении.
Что касается временнопроживающих и не зарегистрированных в жилом помещении граждан, тоинформация о них предоставляется самим потребителемисполнителю.
Вопрос
В квартире или в жиломдоме нет индивидуального прибора учета воды. Фактическое количествопроживающих без регистрации превышает количество прописанных. Ктоуполномочен зафиксировать фактическое количество проживающих дляначисления по нормативам?
Ответ
По данному вопросу нормыв Правилах N 354 отсутствуют.
Как показывает практика,Управляющие организации в одностороннем порядке либо с привлечениемграждан, проживающих в этом МКД, составляют акты о проживании вжилом помещении граждан, на основании которых начинают начислятьплату за коммунальные услуги из расчета установленного количествапроживающих.
Однако в случае обращениясобственника такого жилого помещения в суд с заявлением онеправомерности начислений, суды не во всех случаях оценивают актыо проживании, составленные управляющей организацией, какдостаточное доказательство факта проживания граждан.
По нашему мнению, присоставлении подобных актов УО целесообразно привлекать участковогоуполномоченного полиции, так как именно это должностное лицополномочно по КоАП РФ составлятьпротоколы об административных правонарушениях за проживание поместу пребывания без регистрации.
На основании проверки,проведенной участковым, появляется возможность установитьперсональные данные проживающих граждан и впоследствии привлечь ихк участию в судебном процессе в качестве свидетелей или 3-хлиц.
Кроме этогосоответствующие материалы проверки могут быть приобщены к делу вкачестве доказательств.
Вопрос
Собственники вквартире не прописаны, в квартире фактически проживают квартиранты.Как производить расчет платы за холодное водоснабжение приотсутствии ИПУ и ОПУ?
Ответ
Вуказанном случае возможно применить норму ч.11 ст.155 ЖК РФ о том,что неиспользование собственником помещения (ввиду отсутствия егопрописки) не освобождает такого собственника от внесения платы закоммунальные услуги и начислять плату по нормативам потребления наколичество собственников, руководствуясь при этом и нормой ч.2ст.153 ЖК РФ о возникновении у собственника обязанности по внесениюплаты за коммунальные услуги с момента возникновения правасобственности на помещение. Или возможно установитьдоговором управления порядок актирования фактов проживанияпотребителей в жилых помещениях с последующим предъявлением такогоакта и счетов на оплату собственнику соответствующего помещения.Однако несогласие собственника вносить плату за коммунальные услугиисходя из количества проживающих у него квартирантов, не заявленныхим в качестве проживающих, не позволит управляющей организацииполучить соответствующую плату.
Вопрос
Если в квартире незарегистрирован собственник производятся ли на негоначисления?
Ответ
Всоответствии с ч.2 ст.153 ЖК РФ собственник обязан вносить плату закоммунальные услуги с момента приобретения права собственности.Всоответствии с ч.11 ст.155 ЖК РФ неиспользование помещения неявляется основанием для невнесения платы за коммунальные услуги.При временном отсутствии потребителей — размер платы, определенныйисходя из норматива потребления, пересчитывается за периодвременного отсутствия. Считаем, что при использовании ч.11 ст.155ЖК РФ можно начислять плату собственнику помещения при отсутствиизаявления о временном отсутствии потребителей в соответствующемпомещении.
Вопрос
Если квартира всобственности не одного собственника, а по 1/2, 1/3 и т.д. тоначисления по нормативам производятся по каждому собственникуквартиры?
Ответ
Да, плата за коммунальныеуслуги определяется соответственно количеству собственников(считающихся проживающими до представления заявления о временномотсутствии — в соответствии с ч.11 ст.155 ЖК РФ), вне зависимостиот доли каждого собственника в общей долевой собственности на жилоепомещение.
Вопрос
Собственник уведомляето своем отсутствии в течение пяти лет. Мы ему не начисляем услуги,а у него в квартире в течение всех пяти лет проживают трое другихлюдей (например, сдает квартиру в аренду без уведомления). Как бытьв такой ситуации с начислениями?
Ответ
Вэтой ситуации необходимо выявлять и фиксировать факты проживанияграждан в жилом помещении и производить начисления исходя изколичества проживающих граждан и установленного периода ихпроживания. Рекомендуем факты проживания граждан фиксировать сучастием участкового уполномоченного полицейского, так как именноэто должностное лицо в соответствии с КоАП РФ полномочно рассматривать дела опроживании граждан без регистрации.
Вопрос
Как производитьначисления по коммунальным услугам, если в квартире проживаютнезарегистрированные граждане и собственник помещения не ставит ихна регистрационный учет?
Ответ
Расчет размера платыосуществляется исходя из количества зарегистрированных граждан доустановления и фиксации факта проживания других граждан в порядкепроверки исполнения требований административного законодательства орегистрационном учете граждан, либо управляющей организациейсамостоятельно с привлечением иных лиц.
Вопрос
Как принудитьсобственника направить заявление в УО о наличии проживания в егоквартире незарегистрированных жильцов. Какие санкции к ним можноприменить? Может ли их обязать суд?
Ответ
Суд обязать собственниканаправить такое заявление не может.
Санкцией, которой можновоздействовать на собственника, является возмещение убытков.
Способом защиты правауправляющей организации в данном случае является требование овозмещении убытков, причиненных бездействием собственника, несообщившего о проживающих. Факт бездействия обязана доказыватьуправляющая организация.
Вопрос
Если субъект РФустановил нормативы потребления с вводом их в действие с01.01.2013, имеем ли право предъявлять плату по старымнормативам?
Ответ
До 01.01.2013 — да, после- нет. При этом в период применения старых нормативов потреблениякоммунальных услуг размер платы за коммунальные услуги подлежитопределению с использованием расчетных формул, указанных в ПравилахN 354, кроме случая применения Правил N 307 для расчетов заотопление в соответствии с Постановлении Правительства РФ N857.
Вопрос
Как считать оплату закоммунальные услуги управляющим организациям, если субъект РФ непринялникаких нормативов? У нас нет ни старыхнормативов ни новых!
Ответ
Источник: http://docs.cntd.ru/document/465700597
За что мы платим коммунальным предприятиям в многоквартирном доме
До недавнего времени в работе коммунальных компаний, снабжающих многоквартирные дома основными ресурсами, существовала проблема несоответствия реальных расходов по поставкам полученным платежам от потребителей.
На деле, расходы электричества, горячей и холодной воды, а также на водоотведение существенно превышали оплату по счетам, которую ежемесячно вносили жильцы МКД.
Решить эту проблему взялось государство, которое в 2011 году выдало постановление № 354 и ввело понятие «общедомовые нужды».
До этого расходы на эксплуатацию коллективной части многоэтажного дома относились лишь к функции энергоснабжения и обозначались как электроэнергия МОП — мест общего пользования. К МОП принадлежит придомовая территория, лифты, подъезды, подсобные и технические помещения, которые нуждаются в бесперебойном снабжении электричеством.
Обязаны ли жильцы вносить плату по ОДН
Постановление № 354 Правительства РФ обязует потребителей, как физических, так и юридических, оплачивать жилищно-коммунальные услуги за использование ресурсов в частных квартирах и общедомовой территории. При этом тип управления жилым домом не играет существенной роли — это может быть дом на балансе обслуживающей фирмы или ТСЖ.
Основным показателем для расчета платы за общие нужды для МКД является жилая и коммерческая площадь, описанная в бумагах, переданных застройщиком при вводе жилого объекта в эксплуатацию (передаточные акты, технические документы), плюс общедомовое имущество.
Также используется информация, выданная жильцам многоквартирных домов в документах на право собственности на жилые объекты, и техпаспорта на квартиры.
Для более полного понимания и справедливого начисления расходов на общедомовые нужды необходимо четко определить, что такое общедомовое имущество. Прежде всего, к нему относятся:
- помещения, не входящие в состав частных квартир и других жилых объектов, используемые для обеспечения более одного объекта (лестничные клетки, холлы, пункты охраны, коридоры, вестибюли, лифты и лифтовые шахты, колясочные, технологические помещения), в которых функционируют инженерные коммуникации (но чердаки и подвалы не подлежат начислению коллективных нужд);
- техника и оборудование, установленное внутри и вне объектов, обеспечивающее эксплуатацию более одного жилого/нежилого помещения в многоэтажном доме (электротехническое, механическое, санитарно-техническое оборудование);
- другие объекты, обеспечивающие жилой дом основными жилищными ресурсами (трансформаторы и электроподстанции, парковки, тепловые пункты, игровые и спортивные площадки).
Это три основных вида общедомового имущества, для эксплуатации которых требуется постоянное снабжение основными ресурсами — электроэнергией и водой. К другим видам имущества общего пользования относятся различные несущие и ненесущие конструкции, крыши.
Определение понятия общедомовых нужд
После введения понятия принцип расчета поставок основных ресурсов и оплаты за них был изменен. Понятие МОП расширилось и включило в себя не только электроэнергию, но и систему холодного и горячего водоснабжения, водоотведение, а также некоторые другие услуги.
Расходы на эксплуатацию общедомового имущества теперь разделяются между всеми собственниками, которые подключены к общим инженерным системам — жильцами квартир многоквартирных домов и предприятиями, ведущими деятельность на территории дома. К последним относятся различные магазины, клиники, частные кабинеты.
Оплата счетов на их содержание ложится на плечи юридического лица.
Общедомовые платежи, начисляемые поставщиками базовых ресурсов, разделяются между потребителями в соответствии с занятой площадью квартир или коммерческих объектов. Управляющие компании, согласно с Постановлением Правительства РФ № 354, теперь имеют право включать в счета расходы на обеспечение общедомовых нужд, а жильцы, в свою очередь, не могут отказываться от оплаты.
Но на практике такое решение проблемы перерасходов базовых ресурсов породило множество противоречий и ожесточенных споров между физическими потребителями и управляющими компаниями, поставщиками услуг. Основной проблемой стало то, что немногие граждане понимают, что такое общедомовые нужды, и не все управляющие компании способны дать четкий ответ.Читать также: Улучшение качества жилищных условий жителям России
Другой проблемой стал и тот факт, что возможность взимания с собственников квартир дополнительной платы по ОДН — это лазейка, по которой обслуживающие организации получают возможность незаконного самообогащения. Поэтому определение понятия ОДН, а также, что входит в общедомовые нужды, является первоочередной задачей как для обслуживающих компаний, так и для самих жильцов, на чьи плечи ложится оплата дополнительных расходов.
Как происходит расчет оплаты
Расчет и оплата общедомовых нужд происходит двумя способами. Если в многоэтажных жилых домах функционируют коллективное оборудование учета — счетчики горячей/холодной воды, электричества и тепла, то расчет общедомовых нужд и распределение его между потребителями проходит достаточно просто.
Для этого нужно снять показатели коллективного счетчика, отнять от них общую сумму индивидуального потребления по счетчикам потребителей, а полученную цифру распределить по счетам за жилищно-коммунальные услуги.
Разделение происходит пропорционально задействованной площади жилых и коммерческих помещений.
Важно! Следует отметить, что использование коллективных приборов учета является обязательной практикой, которая контролируется на уровне правительства.
Последнее обязует управляющие компании ставить счетчики для измерения показаний потребления ресурсов на уровне МКД. Устанавливаются приборы учета за счет собственников, обслуживающихся компаний, а также самих поставщиков.
Практика показывает, что использование приборов коллективного учета в перспективе позволяет существенно экономить на оплате воды и электроэнергии.
Для различных ресурсов — воды, электроэнергии и тепла — применяются разные способы расчетов нормативов потребления из-за специфики их расходования. Наиболее сложным и противоречивым вопросом является расчет ОДН на холодную и горячую воду.
Расчет общедомовых расходов на холодную воду и ГВС
За неимением общих приборов учета применяются различные формулы, по которым рассчитывается норматив по коммунальным услугам. Для его вычисления делится общее количество жильцов многоэтажного дома на суммарную площадь эксплуатируемых объектов, полученная цифра умножается на 0,09.
Некоторые предприятия используют другую формулу, в которой действующий норматив умножается на суммарную площадь всех помещений общего назначения, где есть общедомовое имущество. Полученная цифра распределяется по всем потребителям, в том числе коммерческим, находящимся в жилом многоэтажном доме.
Что входит в расчет общедомовых нужд на водоснабжение?
Холодная вода в рамках ОДН используется для:
- полива газонов и полисадников;
- мойки лестниц, подъездов, мусоропроводов;
- промывки коммуникаций;
- внутренних потерь в сети.
Для горячей воды плата на общедомовые нужды включает в себя:
- слив воды в системе отопления перед ремонтом;
- гидравлическую проверку труб во время подготовки к началу отопления;
- технологический пролив горячей воды во время подготовки к холодному сезону;
- утечка воды в домовой системе.
Выполнение этих работ связано с большим расходом воды, и поставщики услуг имеют право вносить его в общедомовые счета и распределять между собственниками, согласно квадратным метрам занимаемой площади. Предполагается, что плата за общедомовые нужды по горячей и холодной воде будет соответствовать реальным поставкам, которые выполняют обслуживающие организации.
Нюансом в расчетах по формулам является то, что в каждом регионе, городе, районе могут быть собственные нормативы потребления коммунальных услуг. Обслуживающая организация не имеет права превышать установленную норму при распределении платежных счетов между собственниками, что имело место быть до ввода постановления правительства.
Оплата электричества
Рассчитывая общедомовые нужды по электроэнергии, многие предприятия используют старое понятие МОП — места общего пользования. По сути, это понятие не сильно отличается от нового термина ОДН на электричество, т. к. использование этого ресурса для обеспечения общедомовых площадок и технических помещений, оборудования и других целей все также имеет место.
Расход электричества в рамках ОДН включает в себя:
- энергоснабжение домофонов и других систем оповещения и сигнализации;
- освещение общедомовых площадок — подъездов, лестничных клеток, тамбуров, подъездных территорий;
- энергоснабжение лифтов, насосов, тепловых станций, кондиционеров, вентиляционных систем и другого оборудования, используемого для общедомовых целей.
Также к общедомовым нуждам относятся технологические потери электроэнергии, которые происходят в сетях во время ремонтных и других работ.
Общедомовая плата на теплоснабжение представляет собой наиболее простой вид ОДН. Особенности функционирования системы теплового обеспечения и поставки теплоносителя в жилые дома обусловливают отсутствие необходимости раздельной оплаты за отопление жилых и нежилых объектов внутри многоквартирного дом.
Важно! Ранее при наличии общего счетчика тепла в жилом многоэтажном доме расчет на общие коммунальные расходы по тепловому обеспечению производился по формуле № 10 Приложения № 2 к постановлению правительства 354.
В ней объем энергоресурса, поставленный за отчетный термин, умножался на действующий региональный или муниципальный тариф.Однако с 2013 года этот способ расчета не применяется, и расходы по отоплению оплачиваются собственниками квартир суммарно, без разделения на частные и общие домовые нужды.
Как происходит начисление платы
Постановление 354 требует от поставщика жилищных ресурсов обеспечения потребителя платежными документами, в которых должны быть данные, отображающие все расходы. Плательщик должен видеть, за что он платит поставщику, снабжающего дом водой, электричеством и другими ресурсами. В счетах за коммунальные услуги при оплате общедомовых нужд должны содержаться:
- сведения о суммарном объеме каждого типа ресурсов на общие нужды, поставленном за отчетный срок;
- данные общедомового прибора учета по каждому конкретному виду услуг;
- суммарный объем по каждому виду жилищных услуг, выполненных для жилых и нежилых помещений.
Компания-поставщик жилищных ресурсов имеет право также вносить в оплату счетов по общедомовым нуждам расходы на работу и ремонт оборудования, которое он использует для обеспечения потребителей.
Установка общих приборов учета, с одной стороны, позволяет существенно сэкономить на плате услуг на общедомовые расходы. Но в реальности нередко бывают случаи, когда обслуживающие компании или организации, предоставляющие услуги в многоэтажные дома, накручивают счетчики для незаконного обогащения за счет жильцов.
Жильцы многоэтажного дома в равной степени отвечают за пользование и исправное функционирование коллективной собственности и имеют право требовать от УК или снабжающей компании проводить регулярные проверки корректности показаний коллективных счетчиков учета. Обычно на практике проводится общий сбор жильцов МКД, где избираются проверяющие из числа жильцов жилого дома, которые получают право проверять снятые показания УК, чтобы убедиться в отсутствии ошибок или махинаций со стороны поставщиков.
В случае если жильцы не согласны с начисленными расходами по общедомовым нуждам, они могут потребовать у поставщика мониторинга корректности начисления, а также задолженности по ЖКХ-услугам, принципов расчета штрафов, дополнительных платежей и других платежных категорий.
(27 votes, average: 4,90 5)
Загрузка…
Источник: https://sovetyuristov.ru/zhou/obshhedomovyie-nuzhdyi.html
Как оплачивается электроэнергия без счетчика?
Как оплачивается электроэнергия без счетчика? В каких случаях потребитель платит по среднему потреблению, а в каких — по нормативу? В каких случаях плата по нормативу выставляется с повышающим коэффициентом? И как, все-таки, выгоднее платить за свет — по счетчику или по нормативу? Посетители ЭнергоВОПРОС.ру нередко задают такого рода вопросы. Попробуем разобраться.
Оплата электроэнергии без счетчика: что говорит действующее законодательство
Как рассчитывается плата за электроэнергию в случае, если в квартире установлен и исправно работает счетчик электроэнергии, знают, наверное, все.
Есть счетчик. Есть его показания. Берете количество потраченных за месяц киловатт-часов, умножаете на действующий в вашем регионе тариф. Получаете сумму, которую нужно оплатить за потребление электроэнергии. Все просто!
Но как рассчитывается плата за электроэнергию без счетчика?
Действующее законодательство сводит все многообразие жизненных ситуаций к следующим вариантам:
— счетчик есть, но его показания не были вовремя (в соответствии с установленной процедурой) переданы
— счетчик есть, но он оказался неисправным (сломался, истек срок поверки)
— счетчик есть, но представителей исполнителя услуги энергоснабжения к нему не пускают
— счетчик есть, но при проверке выяснилось, что он умышленно испорчен (либо электричество подключено мимо счетчика)
— наконец, счетчика попросту нет. И такая ситуация отнюдь не редкость.
Как рассчитывается плата за услугу электроснабжение в каждом из этих случаев подробно прописано в Правилах оказания коммунальных услуг.
Этот документ был утвержден постановлением правительства N 354 от 6 мая 2011 г. N 354 «Опредоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». С тех пор в него вносились многочисленные изменения. С действующей версией Правил можно ознакомиться, например, здесь.
Следуя Правилам, давайте разберем перечисленные выше варианты.
Оплата электроэнергии, если не переданы вовремя показания счетчика
Начнем сначала. Для того, чтобы иметь возможность оплачивать электроэнергию, исходя из показаний счетчика, надо эти показания передать тому, кто поставляет вам электроэнергию.
Как передать показания счетчика? В какой срок? Кому? Эти вопросы вполне уместны и заслуживают отдельного разбора. Если вкратце, то показания передаются либо в энергосбытовую компанию (вашему поставщику электроэнергии), либо в управляющую компанию вашего дома, либо через городской (региональный) расчетный центр.
Есть так же еще несколько путей. Но здесь и сейчас важно отметить – если показания счетчика не переданы, то и оплачивать электроэнергию по ним не получится. Выглядит справедливо.
Так вот, в случае если вы не предоставили показания счетчика, плата за электроэнергию определяется исходя из вашего среднемесячного объема потребления.«Среднемесячное» потребление в таком случае рассчитывается исходя из тех показаний, который вы сдавали (или они были получены, например, в ходе проверки вашего счетчика) в течение последних шести месяцев.
Исключение, о котором говорится в Правилах, представляют случаи, когда расчеты по счетчику начались менее чем за шесть месяцев до того момента, как вы не передали его показания.
Например, счетчик вам поставили в июне, а уже в октябре вы не передали показания. В таком случае берется за основу ваш средний месячный расход электроэнергии за период фактической работы счетчика. Но не менее 3 месяцев.
Вы не передали показания один месяц, второй, третий… Что дальше? Начиная с четвертого месяца, в течении которого вы не передаете показания счетчика вас переведут на оплату по нормативам.Как это выглядит – мы расскажем ниже.
Если вам интересует, как сказанное выше сформулировано в Правилах оказания коммунальных услуг, то вам нужно изучить п. 59 (б) этого документа.
Оплата электроэнергии, если счетчик оказался (былпризнан) неисправным
Представим: вы каким-то образом обнаружили, что ваш счетчик неисправен. Был разбит в ходе ремонтных работ. Пострадал при пожаре. Просто перестал работать, и это видно даже вам. Как вариант – был украден. Или у него истек срок поверки, или закончился срок эксплуатации… Как начисляется плата за свет в таком случае?
Ситуацию описывает пункт 59 (а) Правил предоставления коммунальных услуг. Прежде всего определяется момент наступления «события», то есть когда именно прибор учета признается неисправным (утраченным)?
Это может будет дата вашего заявления в энергосбытовую компанию о неисправном счетчике. Или дата составления акта о неисправности счетчика по итогам его осмотра инспектором. Либо дата истечения межповерочного интервала счетчика. Если точной даты нет, то за «точку отсчета» принимается месяц (платежный период) в котором произошло «событие».С этой даты вас переводят на оплату по среднему месячному потреблению. Среднее месячное потребление рассчитывается так же, как и в предыдущем пункте – исходя из последних шести месяцев.
Однако «по среднему» вам будут начислять лишь три месяца подряд. После чего переведут на платежи по нормативу. Как рассчитывается плата за электроэнергию по нормативу подробнее мы скажем в самом конце (в принципе, можно сразу туда пролистать, если для вас этот вопрос самый важный).
Стоит отметить, что с некоторых пор потребителям, у которых прибор учета электроэнергии вышел из строя и которые живут без счетчика более трех месяцев, плату по нормативу начисляют с повышающим коэффициентом 1.5.
Так что с установкой нового счетчика хорошо бы поторопиться.
Отдельно стоит рассмотреть случай, когда неисправность прибора учета обнаруживается в ходе проверки счетчика представителем энергосбытовой компании и при этом инспектор настаивает на том, что имело место быть несанкционированное вмешательство в работу прибора учета. Перечень признаков такого вмешательства дан в п. 81.11 Правил.
Нарушения должны быть описаны в специальном Акте. С даты его подписания проводится перерасчет потребления электроэнергии исходя из норматива, увеличенного в 10 раз.
Срок перерасчета – три месяца, предшествующие дате выявления нарушения и до даты их устранения (что в большинстве случаев означает замену счетчика).
Счетчик есть, но представителей энергосбытовой компании к нему допускают. Как начисляется плата за свет?
Сперва давайте определимся – что значит «не пускают»? Часто счетчики электроэнергии установлены непосредственно в квартире или же в тамбуре, доступ в который со стороны лестничной площадки закрыт «хорошей железной дверью» (с).
То есть постороннему лицу проникнуть к счетчику не так-то просто. При этом инспектора энергосбытов имеют привычку посещать абонентов в рабочее время. По ночам или ранним утром они не ходят. Значит, шансов пересечься с обитателями квартиры у них немного.
Как раз на такой случай в Правилах предоставления коммунальных услуг подробно расписана процедура, которой должен следовать представитель энергосбыта, чтобы согласовать с хозяином квартиры время проверки.
Представители организации – поставщика электроэнергии обязаны заблаговременно уведомить хозяев проверяемой квартиры. Те, в свою очередь, должны подтвердить, что в предлагаемое время будут дома.
Они не подтверждают? Значит, исполнитель коммунальной услуги обязан отправить повторное уведомление. Если и на второй раз согласовать дату визита не получается (или же проверяющие пришли в согласованное время, а дома все равно никого нет), то составляется специальный документ — Акт об отказе допуска исполнителя к приборам учета.Каждая итерация этой непростой процедуры подробно описана в п. 85 Правил. Если вам действительно необходимо точно знать — кто, что и в какой последовательности должен делать? – обязательно почитайте.
С даты, когда оформляется Акт об отказе в допуске, потребителя переводят на оплату по среднемесячному потреблению. Если вопрос с проверкой счетчика не решается в течении трех месяцев, то вам начнут приходить платежки за свет, рассчитанные по нормативу.
Как рассчитывается плата за свет, если счетчик умышленно испорчен, или (как вариант) электричество идет в квартиру, минуя прибор учета?
Чуть выше об уже писалось. Эта ситуация самая неприятна для потребителя. Способ расчета за электроэнергию в таких обстоятельствах описывает п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг.
Итак, в ходе проверки инспектора обнаружили, что ваш электросчетчик умышленно приведен в неисправное состояние и считает электроэнергию в «вашу пользу», или же электричество в вашу квартиру (дома) заведено мимо счетчика. Что будет дальше? Последствия достаточно суровые.
Коммунальщики имеют право доначислить плату за электроэнергию, исходя из общего количества потребителей электроэнергии в квартире (частном доме) и потребляемой ими максимальной мощности.
Расчет производится исходя из того, что потребление электроэнергии происходит круглосуточно. А сами доначисления производятся за три месяца, предшествующие устранению несанкционированного подключения мимо счетчика.
Если же определить, какие потребители электроэнергии находятся в квартире и какова их максимальная мощности, невозможно, то плата за электроэнергию в таком случае рассчитывается исходя из норматива, увеличенного в десять раз.
Про норматив читайте чуть ниже, здесь же стоит отметить, что суммы, начисляемые таким образом, в несколько раз, а то и на порядок превосходят плату по фактическому потреблению электроэнергии.
Как и в случае расчета, исходя из максимальной мощности, перерасчет по 10-ти кратно увеличенному нормативу производится за три месяца, предшествующих устранению подключения к электросетям мимо счетчика.
Небольшое уточнение – если менее чем за три месяца до выявления нарушения вас посещали проверяющие и ничего «криминального» не обнаружили, то расчет платы за электроэнергию по максимально возможному ее потреблению (или 10-кратному нормативу) будет производиться с даты этого визита.
Как платить за свет, если в вашей квартире нет счетчика? И (или) никогда не было? Т.е. по нормативу?
Электросчетчики — это, конечно, не счетчики на воду, массово устанавливать которые начали только в последнее десятилетие.
Счетчиками электроэнергии квартиры начали оборудовать в обязательном порядке еще во времена СССР. И, тем не менее, во многих квартирах (один из наиболее частных случаев – квартиры в бывших общежитиях) и частных домах счетчиков до сих пор нет. Плата за электроэнергию в таком случае рассчитывается по нормативу.
Норматив в данном случае – это расчетная величина потребления электроэнергии в жилом помещении, которая привязывается к количеству комнат в квартире и типе ее благоустройства(газовая плита или электрическая).
В Правилах предоставления коммунальных услуг вопрос платы за электроэнергию по нормативу разбирается в пункте 42. Давайте по нему пройдемся.
Итак, берется три показателя:
- количество граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении
- норматив потребления электроэнергии, он определяется для каждого региона отдельным решением местных властей
- тариф на электроэнергию, действующий для данного типа потребителя
Эти три цифры перемножаются и получается стоимость электроэнергии, которая указывается в платежке.
К этому стоит добавить следующее:
Первое: если в квартире никто официально не зарегистрирован (ни постоянно, не временно), то плата по нормативу рассчитывается исходя из количества собственников жилья
Второе: власти сильно хотят, чтобы во всех домах и квартирах были установлены счетчики электроэнергии, поэтому если жилое помещение не оборудовано прибором учета электроэнергии, то плата по нормативу начисляется с коэффициентом 1,5 (без коэффициента взимается плата по нормативу в тех случаях, когда счетчик есть, но его показания не передаются).
Что выгоднее: по счетчику или по нормативу?
Часто спрашивают – а как выгоднее платить за свет? По нормативу или, все же, по счетчику, потратившись не его покупку и установку?
Если говорить в «общем», то ответ будет такой:
- если в квартире фактически проживает больше людей, чем официально зарегистрировано, то платить по нормативу может оказаться выгоднее,
- а если наоборот – зарегистрировано больше, чем проживает, то, конечно, по счетчику оплачивать электроэнергию будет дешевле.
Ну а если вас интересует конкретика, надо поискать решение тарифного органа вашего региона, которым утверждены нормативы потребления. Дальше вооружаетесь калькулятором и считаете.
Но все-таки, рискнем предположить, что в большинстве случаев все-таки выгоднее будет поставить прибор учета.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a7b262d3c50f77538221fae/5b61e529e9151400a9f49463