+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Государственная гражданская служба в российской федерации: понятие специфика и сущность

Государственная гражданская служба в России: ее понятие, особенности и проблемы

Государственная гражданская служба в российской федерации: понятие специфика и сущность

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Филиал в г. Вологде

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

Курсовая работа

Государственная гражданская служба в России: ее понятие, особенности и проблемы    

                                                    Дисциплина:  История государственного

                                                         управления в России

Студента  4 курса   2 группыСпециальность 080504«Государственное и муниципальное                                   управление»         Жидкова Екатерина Владимиривна
Преподаватель:к.и.н., доцент, зав.кафедройГлумная Марина Николаевна             Оценка_____________________Подпись____________________

Вологда

2011

Введение 3

Глава 1. Понятие государственной гражданской службы 6

1.1. Понятие государственной службы по действующему законодательству6

1.2. Государственная должность и ее виды 14

Глава 2. Проблемы государственной гражданской службы в Российской Федерации 21

2.1. История развития государственной службы в России 22

2.2. Особенности государственной гражданской службы в РФ 25

2.3. Проблемы совершенствования государственного гражданской службы в РФ 32

3. Основные направления реформирования государственной гражданской службы в РФ 36

Заключение 42

Список используемой литературы 44

Введение

Развитию законодательства о государственной службе уделяется в настоящее время особое внимание как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено, прежде всего, теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция – основной закон страны.

Кардинально изменилась структура, функции органов государственной власти и на федеральном, и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих.

Встала необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом.

функция государственной службы, и в этом ее суть, – служить обществу (ради этого она и создается), обеспечивать устойчивую связь государства и общества, государства и его граждан, в своей деятельности практически реализовывать демократические принципы, расширять условия для создания гражданского общества, мотивировать развитие его самоуправленческой деятельности средствами профессиональной управленческой работы, максимально делегировать функции управления общественным институтам, гражданам, словом, развивать и поддерживать их свободную жизнедеятельность на основе не только права, но и тех духовно-нравственных принципов, ценностей, которые являются определяющими для народного самосознания. Поэтому государственная служба, не только социально-правовой институт общества, но его духовно-патриотический лидер, интеллектуальный центр, призванный управленческими средствами подвигать общество па практическое осуществление его целей: социальной справедливости и достижения достойной жизни своих членов, развития демократических институтов, (формирования высокой духовности каждого своего члена, развития науки, культуры, образования.

Ключевым в исполнении государстве иной должности является не только высокий профессионализм государственного служащего, но его личностные качества, гражданская позиция, высокая нравственность и умение служить своему отечеству.

Поэтому, государственную службу следует рассматривать не только как управленческий социально- правовой институт, но и как духовно-нравственный, интеллектуальный генератор общества, направленный на саморазвитие его внутренних сил, интеграцию усилий его граждан в целях самореализации сущностных потребностей, интересов, в том числе духовно-культурных, экономических, политических, научно-технических и других.

Актуальность темы исследования определяется тем, что эффективное функционирование государственного аппарата России, укомплектованного кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации, выступает одним из решающих факторов ускорения перехода к рыночной экономике и устранения многих кризисных явлений в жизни страны.

Отсутствие единой научной концепции государственного управления обществом в переходный период существенно затрудняет развитие российской государственности на новых правовых принципах и формирование государственной службы как важнейшего инструмента преобразований в соответствии с современным требованиями.

Именно государство посредством законов, правительственных программ и функционирования своего аппарата придает десяткам миллионов индивидуальных усилий возможную целенаправленность, согласованность и позитивную результативность.

Российской Федерации нужно сильное государство, способное обеспечить в обществе, с одной стороны, свободу, многообразие взглядов и политических сил, широкое самоуправление, а с другой – общественный порядок, безопасность, надлежащую кооперацию труда, правовую урегулированность общественных связей, соблюдение законов.

Как показала практика, в любой системе управления должны быть четко определены функции и задачи каждого звена управления, каждого структурного подразделения, а также порядок их взаимодействия.

Этого же требуют научная организация и научное сопровождение кадровой работы в государственной службе, как в целом, так и на каждом рабочем месте.

Необходимость решения этих проблем и определила выбор темы данного исследования.

Объект исследования – гражданская служба в РФ.

Предмет исследования – процесс развития российской государственной гражданской службы в РФ.

Цель данной работы – анализ государственной службы в России: ее понятие, особенности и проблемы.

Глава 1. Понятие государственной гражданской службы

1.1. Понятие государственной службы по действующему законодательству

Государственная служба Российской Федерации (далее – государственная служба) – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

– Российской Федерации;

– федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее – федеральные государственные органы);

– субъектов Российской Федерации;

– органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее – государственные органы субъектов Российской Федерации);

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации,[11] федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее – лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее – лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации) (ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О системе государственной службы в РФ»[20]).

По смыслу законодательного определения государственной службы, государственная служба Российской Федерации характеризуется следующими признаками.

Во-первых, это профессиональная деятельность, предполагающая наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации.

До принятия соответствующих федеральных законов Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 205 г. № 1131 «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральных государственных гражданских служащих»[21] установлены следующие квалификационные требования к стажу и опыту работы по специальности:

а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;

б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;

в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;

г) старших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее трех лет стажа работы по специальности;

д) младших должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требований к стажу.

Другие требования к государственным должностям государственной службы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными актами государственных органов – в отношении служащих этих государственных органов

На соответствие уровня профессиональной подготовки государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп, указывают квалификационные разряды государственных служащих. Квалификационные разряды государственных служащих присваиваются по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации.

Еще один законодательно установленный способ проверки квалификации и профессионализма – это испытание при замещении государственной должности государственной службы.

Для гражданина, впервые принятого на государственную должность государственной службы, в том числе по итогам конкурса документов, или для государственного служащего при переводе на государственную должность государственной службы иной группы и иной специализации устанавливается испытание на срок от трех до шести месяцев.

Испытание государственного служащего имеет для него существенное значение: при неудовлетворительном результате испытания государственный служащий может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую государственную должность государственной службы, а при отказе от перевода – уволен. Однако если срок испытания истек, а государственный служащий продолжает государственную службу, он считается выдержавшим испытание и последующее увольнение допускается только по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

Государственная служба двухуровневая: она осуществляется на уровне Российской Федерации, федеральных государственных органов и на уровне субъектов Российской Федерации и их государственных органов. Таким же образом осуществляется и правовое регулирование государственной службы.

Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента Российской Федерации.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.

Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде (ст. 8 «О системе государственной службы в РФ»).

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_06/gosudarstvennaya-grazhdanskaya-sluzhba-v-rossii/24082.1126258.page1.html

Понятие и сущность государственной службы

Государственная гражданская служба в российской федерации: понятие специфика и сущность

ПонятиеГС определяется ФЗ-58 «О системе госслужбыРФ»:

Государственнаяслужба РФ– профессиональная служебная деятельностьграждан РФ по обеспечению исполненияполномочий:

-Российской Федерации,

-федеральных органов государственнойвласти,

-субъектов РФ,

-органов государственной власти субъектовРФ,

-лиц, замещающих государственные должностиРФ, а также государственные должностисубъектов РФ.

Сформулированноезаконом определение гос службы указывает,прежде всего, на ее сущность.

Сущностные признаки государственной службы:

1.Государственная служба — этогосударственнаядеятельность,т.е. сущность и назначение государственнойслужбы определяются сущностью иназначением государства. Госслужба нетолько отражает задачи, функции иосновные черты государства, но должнаобеспечивать их практическое осуществление.Государственный служащий всегдадействует от имени и по поручениюгосударства.

2.Важный признак государственной службы— профессиональнаяслужебная деятельность,т.е.

деятельность профессиональногохарактера, отвечающая специальнымквалификационным требованиям иобеспечивающая решение задачгосударственного управления.

Государственный служащий не простопрофессионально работает в этой сфере,он служит. Гражданская служба состоит,прежде всего, в управлении обществом вразличных сферах, в реализации функцийгосударственных органов.

3.Государственная служба — это обеспечениеисполнения полномочий госорганов,а не само исполнение таковых. Имеетсяв виду интеллектуальное, аналитическое,организационное, информационное,прогностическое, контрольное и иноепрофессиональное обеспечение исполненияполномочий государственных органов илиц, замещающих государственныедолжности.

4.Государственная служба по определению— публичнаяслужба,т.е. служба в органах публичнойгосударственной власти. Она имеетофициальный, открытый характер иобеспечивает общий, совокупный интересгосударства и общества. Проще говоря,государственная служба — службагосударству, а через него — стране,народу.

5.Государственная служба осуществляется тольков государственном органе лицом,которое находится на должностигосударственной службы, включенной вреестр.

Не все должности, включенные вштатное расписание тех или иныхгосударственных органов, являютсядолжностями государственной гражданскойслужбы.

Так, не является государственнойгражданской службой работа в штатегосударственного органа на должностяхобслуживающего персонала (водители,вахтеры, уборщицы, повара и т.д.).

6.Государственные служащие получаютденежноесодержание только из госбюджета.

2. Принципы государственной службы

ФЗ-58«О системе госслужбы РФ» Статья 3.

1)Федерализм, обеспечивающий единствосистемы госслужбы и соблюдениеконституционного разграничения предметовведения и полномочий между федеральнымиорганами гос власти и органами госвластисубъектов РФ

2)Законность

3)Приоритет прав и свобод человека игражданина. Данный принцип вытекает изст. 2 и 18 Конституции РФ, в которых человек,его права и свободы определены каквысшая ценность. Обязанностью государстваи всех госслужащих является признание,соблюдение и защита прав и свободчеловека и гражданина.

4)Равный доступ граждан, владеющихгосударственным языком РФ, к гражданскойслужбе и равные условия ее прохождениянезависимо от пола, расы, национальности,происхождения, имущественного идолжностного положения, места жительства,а также от др обстоятельств, не связанныхс проф и деловыми качествами граждслужащего.

5)Единство правовых и организационныхоснов госслужбы, предполагающ единыйподход к организации госслужбы. Принципвытекает из федеративного устройстваРФ, основанного на государственнойцелостности, единстве системыгосударственной власти, разграничениипредметов ведения и полномочий междуорганами власти РФ и ее субъектов, чтозакреплено в ст. 5 Конституции РФ.

6)Взаимосвязь государственной службы имуниципальной службы

7)Открытость. Данный принцип вытекает изст. 24 Конституции РФ, согласно которойорганы государственного управления иорганы местного самоуправления обязаныобеспечить каждому гражданину возможностьознакомление с документами и материалами,непосредственно затрагивающими егоправа и свободы.

Одновременно нагосударственной гражданской службедействуют определенные ограничения,связанные с сохранением государственнойтайны и неразглашением служебнойинформации.

Поэтому на практикегражданской службы действует сочетаниегласности и конфиденциальности, что невсегда способствует необходимойосведомленности граждан.

8)Профессионализм и компетентностьгражданских служащих. На реализациюданного принципа направлена не толькосистема отбора кандидатов на госслужбу,но и система подготовки, переподготовкии повышения квалификации госслужащих,а также стимулирование их стремленияк достижению максимально высокогоуровня своей профессиональнойдеятельности.

9)Защищенность гражданских служащих отнеправомерного вмешательства в их профслужебную деятельность. В соответствиисо ст. 14 ФЗ № 79 закрепляет защиту сведенийо гражданском служащем, а такжегосударственную защиту его жизни издоровья, жизни и здоровья членов егосемьи, а также принадлежащего емуимущества.

Источник: https://studfile.net/preview/5899151/

Виды государственной службы

Государственная гражданская служба в российской федерации: понятие специфика и сущность

При классификации государственной службы по видам, должны быть определены критерии специфического правового регулирования.

Но подобная классификация, исходя из принципа единства государственной службы в едином государстве, может превратиться в зависимости от специализации государственных органов, в простое перечисление полномочий государственных служащих при реализации ими через их деятельность тех же государственных полномочий.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» N 58 закрепил виды, на которые делится государственная служба. Но подобное деление ставит скорее новые вопросы, чем решает старые. Бабелюк Е.Г.

не без оснований ставит под сомнение выделение нового, более универсального вида государственной службы, которая в настоящее время урегулирована российским законодательством, – это государственной гражданской службы.

Она отмечает, что «Как представляется, сохранение организационно-должностной модели для гражданской службы, не отвечает современным потребностям общества.

 При наделении федеральных агентств, которые являются самостоятельными видами федеральных органов исполнительной власти, функциями по оказанию государственных услуг все сложнее провести их разграничение с государственными учреждениями, иными государственными организациями (государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ и другими), которые имеют государственно-властные полномочия. 

Статья 2 указанного Федерального закона закрепляет систему государственной службы, которая включает в себя следующие виды: 

  • государственную гражданскую службу;
  • военную службу;
  • государственную службу иных видов. 

При подобном критерии разграничения государственной службы, вряд ли такое понимание системы надолго сохранится неизменной.

Также к государственной службе отнести, к примеру, работу на объектах атомной энергетики, которую вряд ли можно считать правоохранительной или государственной службой иных видов.

Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» от 05.12.2005 N 154-ФЗ к государственной службе относится данный вид деятельности.

Различное правовое регулирование органов, которые осуществляют государственную власть, а также установление различного статуса государственных должностных лиц, эту власть реализующих, приводит к сложностям в функционировании всего государственного аппарата, различиям в их статусе, неопределенности статуса некоторых областей государственной службы. Это нерационально с точки зрения, как существа государственной службы, так и юридической техники. 

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» закреплено определение для каждого вида государственной службы. 

Понятие федеральной государственной службы

В статье 4 указанного закона установлено, что федеральная государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, которые замещают государственные должности Российской Федерации. 

В соответствии со ст. 5 ФЗ федеральная государственная служба подразделяется на: 

  • федеральную государственную гражданскую службу – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы, направленная на обеспечение исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, которые замещают государственные должности Российской Федерации;
  • государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ, направленная на обеспечение исполнения полномочий государственных органов субъекта РФ полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий лиц, которые замещают государственные должности субъекта Российской Федерации.

Понятие военной службы

Военная служба – это вид федеральной государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских и не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в органах, которые осуществляют функции по обеспечению безопасности и обороны государства. Таким гражданам могут быть присвоены воинские звания. 

Ранее ФЗ закреплял такой вид государственной службы, как правоохранительный, но с 1 января 2016 года статья утратила силу. 

Также можно было бы выделить такой вид государственной службы, как дипломатический, который обладает собственной правовой спецификой. 

Особым видом государственной службы А.А. Гришковец называет службу в организациях Центрального банка Российской Федерации. Деятельность некоторых лиц в парламенте, можно также отнести к виду государственной службы. 

В статье 3, 6 и 7 Федерального закона N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уравнены фактически все виды проявления государственной власти по отношению к населению, не смотря на то, что указанный выше закон продолжает разделять единую государственную службу на федеральную, государственную, муниципальную и гражданскую. Также он предписывает гражданам, в некоторых случаях, исполнять иные указания, которые исходят непосредственно от международных организаций и некоторых общественных объединений. 

Положительным моментом, так как система является совокупностью элементов, которые находятся в связях, приводящих их к новому качеству, является закрепление в ст.

6 Закона № 79-ФЗ видов взаимосвязи государственной службы РФ иных видов и гражданской службы, специфика и сравнимость видов государственной службы.

Взаимосвязь государственной службы иных видов и гражданской службы обеспечивается за счет единства системы государственной службы российского государства, функционирования и принципов ее построения, а также посредством: 

  • основных государственных социальных гарантий, соотносительности размера оплаты труда и основных условий;
  • установление обязательств и ограничений при прохождении различных видов государственной службы Российской Федерации;
  • учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотнесения главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили государственную службу.

Вышеуказанные нормы являются принципами государственной службы. Нормы ст. 7 указанного закона являются такими же принципами, которые гласят, что взаимосвязь муниципальной и гражданской службы обеспечивается посредством:

  • единства главных квалификационных требований к должностям муниципальной и гражданской службы;
  • единства обязательств и ограничений при прохождении муниципальной и гражданской службы;
  • единства требований к подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных служащих;
  • учета стажа гражданской службы, если исчисляется стаж муниципальной службы и стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотносительности главных социальных гарантий и условий оплаты труда муниципальных и гражданских служащих;
  • соотносительности главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили муниципальную службу, а также граждан, проходивших гражданскую службу, а также, в случае потери кормильца их семей. 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мысли законодателя, муниципальная служба – это один из видов государственной службы. Государственный аппарат до сих пор нуждается в научных предложениях о самом делении государственной службы Российской Федерации на виды и в целом о системе. 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/gosudarstvennoe-upravlenie/vidy-gosudarstvennoj-sluzhby/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.